ЧЕХОВ Михаил Александрович
28 августа 2011 года
120 лет назад родился актер театра и кино Михаил Чехов.
Ниже приводится биографическая справка.
Русский актер театра и кино, педагог Михаил Александрович Чехов родился 28 августа (16 по старому стилю) 1891 года в Петербурге.
Его отец - Александр Павлович был старшим братом великого русского писателя Антона Чехова и сам тоже писал под псевдонимами Агафопод Единицин, Алоэ, позднее - А.Седой.
В 1907 году Михаил Чехов поступил в театральную школу Петербургского Малого (Суворинского) театра, где одним из его наставников был Борис Глаголин. В 1912 году был приглашен Константином Станиславским в Московский Художественный театр и зачислен в филиальное отделение.
Через год в Первой студии МХТ стал работать под руководством Леопольда Сулержицкого и Евгения Вахтангова.
В это же время Чехов увлекся кинематографом - в 1913 году на экраны вышел кинофильм "Трехсотлетие царствования дома Романовых", где он сыграл Михаила Федоровича Романова. В студии играл слугу Фрибэ в "Празднике мира" Герхарта Гауптмана, в Художественном театре - Епиходова в "Вишневом саде" Чехова.
В 1914 году тайно обвенчался с племянницей Ольги Леонардовны Книппер-Чеховой - Ольгой Константиновной Книппер, впоследствии известной в Германии актрисой кино, которую высоко ценил Гитлер.
В 1915 году Чехов вновь снялся в кино (дьячок Вонмигласов в "Хирургии" и Калеб в "Сверчке на печи" по Чарльзу Диккенсу), сыграл Фрезера в спектакле студии по произведению шведского писателя Юхана Хеннинга Бергера "Потоп".
В сентябре 1917 года Чехов развелся женой.
В январе 1918 года он открыл частную актерскую студию на своей квартире в Газетном переулке. В июне 1918 года Чехов женился на Ксении Карловне Зиллер, начал работать над теоретическими статьями. В 1919 году в журнале "Горн" появились работы Чехова "О системе Станиславского" и "Работа актера над собой".
В 1920 году Михаил Чехов начал преподавать в студиях Пролеткульта и в Студии имени Ф.И. Шаляпина, в том же сезоне сыграл Мальволио в "Двенадцатой ночи" Уильяма Шекспира, репетировал со Станиславским Хлестакова в "Ревизоре" Гоголя и Эрика в "Эрике XIV" Августа Стриндберга (премьера состоялась 29 марта 1922 года).
В 1922 году студия совершила большую гастрольную поездку (Рига, Таллин, затем Германия, Прага, Брно) со спектаклями "Двенадцатая ночь", "Эрик XIV", "Сверчок на печи".
По возвращении в Москву Чехов возглавил 1-ю студию МХТ. В августе 1923 года 1-я студия МХТ была переименована в МХАТ 2-й, 17 ноября состоялась публичная генеральная репетиция "Гамлета". По окончании спектакля нарком просвещения Анатолий Луначарский передал Чехову грамоту о присуждении ему звания заслуженного артиста государственных академических театров.
В январе 1925 года начались репетиции пьесы "Петербург" по роману Андрея Белого, премьера которого состоялась в ноябре; спектакль вызвал споры, но игра Чехова покорила даже Станиславского, которому сам спектакль не понравился.
В 1927 году Чехов триумфально играл Хлестакова с артистами ленинградского Большого драматического театра, затем с труппой Малого театра, репетировал "Дело" Александра Васильевича Сухово-Кобылина.
В 1927 году вышел фильм с Чеховым "Человек из ресторана" (режиссер Яков Протазанов) по повести Ивана Шмелева (эта роль актера считается самой серьезной), в январе 1928 года получила широкий резонанс книга Чехова "Путь актера". В марте Чехов подал заявление об уходе из театра, но собрание это заявление не поддержало.
В октябре 1928 года в немецкой прессе появились сообщения о том, что Чехов заключил контракт с немецким режиссером Максом Рейнгардтом и начал сниматься в фильме "Тройка". В ноябре в Вене состоялась премьера спектакля "Артисты" по пьесе американских авторов Уоттерса и Хопкинса в постановке Рейнгардта, где Чехов сыграл свою первую роль за границей - клоуна Скида. Начался второй этап жизни Чехова.
В Германии Чехов снялся в лентах "Глупец из-за любви" (1929), "Призрак счастья" (1930), играл в немецком театре "Каммершпиле" Рейнгардта главную роль в спектакле "Юзик" по повести Осипа Дымова "Певец своей печали" (1929), роль русского князя в спектакле "Феа" Франца фон Унру (1930), как режиссер репетировал с актерами еврейского театра "Габима" "Двенадцатую ночь" Шекспира.
В 1930 году Михаил Чехов переехал в Париж, заключив в Германии ряд контрактов в театре и кино. В 1931 году в Париже было основано Общество друзей "Театра Чехова", в его почетный комитет вошли Сергей Рахманинов, Фирмен Жемье, Макс Рейнгардт, Моргенштерн, Василий Масютин. На пожертвования был заключен договор об аренде помещения театра "Ателье".
В апреле Чехов уехал на гастроли в Ригу, Двинск, Митаву. В мае познакомился с Жоржет Бонер, ставшей его другом и помощницей в создании русского театра. Бонер и Моргенштерн субсидировали "Театр Чехова" в Париже. Первого июня на сцене театра "Ателье" был сыгран первый спектакль труппы "Эрик XIV", в ноябре состоялась премьера спектакля по русским сказкам "Дворец пробуждается", в котором Чехов выступил в качестве режиссера и исполнителя роли Ивана-царевича.
Двадцать восьмого февраля 1932 года он приехал в Ригу, где поставил с актерами Национального театра Стриндберга несколько спектаклей, играл Хлестакова в Театре русской драмы, Мальволио в собственной постановке Шекспира, Фрезера, Иоанна Грозного в собственной постановке "Смерти Иоанна Грозного" Алексея Толстого в Национальном театре.
По приглашению Андрея Жилинского, бывшего соратника по 2-му МХАТ, с начала нового сезона в Ковно (Каунас, тогда столица Литвы) вел занятия по технике актерского мастерства в Литовском государственном театре, а также поставил "Гамлета", "Ревизора", "Двенадцатую ночь". Одновременно продолжал работу в Риге, репетировал "Село Степанчиково" по Достоевскому (играл Фому Опискина) в Театре русской драмы, проводил семинары по системе Станиславского с латышскими актерами.
В 1935 году с "Театром Чехова" выехал на гастроли в Нью-Йорк, предложение остаться в Америке отклонил, получив предложение организовать в Англии свою театр-студию. В 1936-1938 годах студия в Дартингтон-холле работала много и успешно, но приближение войны в Европе заставили Чехова уехать с большей частью студийцев в Америку.
В начале 1939 года "Театр Чехова" обосновался в Риджфилде, в 50 милях от Нью-Йорка. В 1940-1941 годах были подготовлены спектакли "Двенадцатая ночь" (новая, отличная от прежних редакция), "Сверчок на печи", "Король Лир" Шекспира. В 1942 году было принято решение до окончания войны временно закрыть "театральное предприятие".
В 1944 году на экраны вышли фильмы с участием Михаила Чехова "Песнь о России" (колхозник Степанов), "В наше время" (Леопольд). "Новый журнал" начал публиковать воспоминания Чехова "Жизнь и встречи". В фильме "Зачарованный" (1945) он сыграл роль психиатра доктора Брулова, критики оценили работу актера как сенсационную, Чехов был номинирован на "Оскара" и премию Общества театральной кассы "Голубая лента".
В 1946 году с его участием вышли фильмы "Призрак розы" (Поляков), "Клянусь!" (Петер), "Ирландская роза Эбби" (Соломон Леви). Тогда же газеты объявили о создании "Актерской мастерской", где разрабатывался "метод Михаила Чехова" (в измененном виде существует по сей день). В числе его учеников - Грегори Пек, Мерилин Монро, Юл Бриннер. В этот же период Чехов работал режиссером в Лабораторном театре Голливуда. На русском языке вышла его книга "О технике актера".
С 1947 году в связи с обострением болезни Чехов ограничил свою деятельность в основном преподавательской работой, вел курсы актерского мастерства в студии Акима Тамирова, снялся в фильме "Техас, Бруклин и небеса" (1948), в конце 1940-х - начале 1950-х годов работал над биографическими повестями о Чехове, Станиславском, Немировиче-Данченко (книги не были написаны).
В 1952 году вышли фильмы "Приглашение" (доктор Фрамм), "Рапсодия" (профессор Шуман), была опубликована на английском языке книга "О технике актера".
Умер Михаил Чехов в Беверли-Хиллс (штат Калифорния) 1 октября 1955 года, урна с его прахом захоронена на кладбище Форест-Лон-Мемориел в Голливуде.
Почти до середины 1980-х годов его имя на родине предавалось забвению. На Западе метод Чехова за эти годы оказал значительное влияние на технику актерского мастерства.
Основой системы Чехова является достижение необходимых ощущений и актерских задач с помощью выполнения внешних физических действий: поз, жестов.
С 1992 года регулярно организуются Международные мастерские Михаила Чехова в России, Англии, США, Франции, Прибалтике, Германии с участием российских артистов, режиссеров, педагогов.
В 1986 году в Москве были опубликованы два тома его "Литературного наследия".