Фестиваль "Любимовка" снова откроет новые имена в драматургии
10 сентября 2011 года
Фестиваль молодой драматургии "Любимовка", ставший одним из главных поставщиков современных текстов на театральные сцены, представит с 10 по 18 сентября 16 произведений, среди которых версия "Вия", горячая мексиканская история о власти и любви и основанная на документах драма о домашнем аресте белорусского поэта Владимира Некляева, рассказала драматург и член оргкомитета фестиваля Елена Гремина.
По ее словам, наравне с дебютами в программе новые пьесы уже известных авторов Вадима Леванова, Вячеслава Дурненкова, Натальи Ворожбит, Наталии Мошиной, но главным для всех остается разнообразием тем и подходов.
Все тексты попадают на "Любимовку" путем предварительного отбора. Сначала ридеры - волонтеры - молодые критики, авторы и драматурги читают произведения, присланные на конкурс, и ставят баллы. Затем коллективно отбирают работы на конкурс. В этом году ридерами стали девять драматургов и театральных критиков разных поколений - Светлана Щагина, Мария Зелинская, Ксения Аитова, Кристина Матвиенко, Александр Родионов, Александр Вислов, Вадим Леванов, арт-директор "Любимовки" Елена Ковальская, Анна Афанасьева.
"Мы стараемся, чтобы на фестиваль попали яркие пьесы талантливых людей. Именно поэтому кроме голосования по баллам, при котором есть опасность выбора "ровных" произведений и отбрасывания неординарных, есть еще рейтинговое голосование, когда каждый отборщик высказывается, почему именно эта пьеса ему понравилась", - добавила Гремина.
На "Любимовке" в свое время дебютировали пьесы, впоследствии ставшие знаменитыми спектаклями, такие как "Таня-Таня" Ольги Мухиной, "Пластилин" Василия Сигарева и первые пьесы Максима Курочкина. А, например, в прошлом году на фестивале показали английскую пьесу, которую в результате сейчас в "Современнике" ставит Гарик Сукачев. Пьесы с фестиваля попадают на сцену Центра драматургии и режиссуры А. Казанцева и М. Рощина, иногда - в театр "Практика" и в Театр.doс.
Как отметила Гремина, несмотря на отсутствие призов на фестивале, само участие это уже бонус. "Любимовка" - это еще и место встреч, здесь творческие люди обрастают дружескими отношениями, начинают общаться, режиссер находит драматурга и наоборот. "Мне кажется, что новая драматургия должна ориентироваться не на буржуазного зрителя, который приходит в академический театр хорошо время провести, а на специфического, молодежного. Но в любом случае мы готовы помочь представителю любого театра, если они хотят обновить свой репертуар. Мы даем поддержку пьесам, которые слишком провокационны, остры, чтобы попасть на современную сцену", - объяснила драматург, уточнив, что главной площадкой станет сцена Театра.doc.
Помимо конкурсных пьес, в программу вошли произведения, которые счел нужным представить на фестивале его оргкомитет. Среди них - современная версия "Вия" Натальи Ворожбит, которую она пишет на украинском языке для киевского театра "Дах". На "Любимовке" состоится премьера на русском языке.
Также представят пьесу "Аляска" мексиканского автора Хибрана Рамиреса Портелы в постановке Михаила Угарова. "Эта пьеса интересна градусом отношений людей, латиноамериканской полнокровной эмоциональной жизнью, она резкая, современная, нервная. Актеры, которые ее репетируют просто в восторге, потому что очень хорошо прописаны роли. И еще - она об очень важных вещах, таких как власть человека над человеком, о том, что такое любовь. Действие происходит в забытом мексиканском местечке, но познакомились герои на промысле трески на Аляске", - рассказала детали Гремина.
Театр.doc представит на "Любимовке" проекты будущего сезона, основанные на документальных материалах. Первый - пьеса журналиста "Новой газеты" Сергея Соколова "Разговоры на кухне за два дня до ареста" по материалам расследования убийства Станислава Маркелова. Второй - пьеса Елены Греминой "Двое в твоем доме" о домашнем аресте белорусского оппозиционного поэта и политика Владимира Некляева.
"Документальный материал для этой пьесы собирали три человека, которые ездили в Минск, беседовали и с работниками КГБ, и с Некляевым. Это пьеса о свободе, о стокгольмском синдроме, о том, что делать, если в твой дом пришли чужие люди и сторожат тебя буквально везде. У нее подзаголовок "драма пространства", потому что дело происходило в крохотной двухкомнатной квартире, хозяевам которой запрещалось подойти к окну, запирать дверь в туалете, говорить по телефону", - рассказала автор, добавив, что в роли Некляева выступит драматург Максим Курочкин.
Помимо основной программы - пьесы и их читка, на фестивале пройдет "Редколлегия" и "Американская пьеса по-русски". В рамках первого проекта, как поделилась Гремина, она вместе с Катей Шагаловой проведут подобие мастер-класса, показав, как можно работать над пьесой. В работу возьмут текст Андрея Стадникова "Офелия" и покажут его сначала в первоначальном варианте - 10 сентября, и финальном - 18 сентября. Как полагает собеседница агентства, несмотря на декларирование принципов свободной интерпретации текстов, во время адаптации к сцене над ними все равно происходит работа. Данный эксперимент проведут вместе с публикой.
В другом проекте совместно с нью-йоркским центром развития пьесы LARK - "Американская пьеса по-русски" представят три американские пьесы, над переводами которых в дни фестиваля будет вестись коллективная работа. "В работе над каждой пьесой участвует большая группа - автор, переводчик, режиссер и группа актеров, российский драматург", - уточнила Гремина.
Особое внимание на фестивале уделят современной грузинской драматургии, которая, по словам драматурга, "сильная, по южному яркая, со специфическим современным юмором и особым колоритом".