Стоппард представляет в РАМТе пьесу о связи поп-музыки и тоталитаризма
22 сентября 2011 года
Прославленный британский драматург Том Стоппард, приехавший в Москву на премьеру своей пьесы "Рок-н-ролл" в Молодежном театре (РАМТ), рассказал журналистам в четверг, что в своем тексте исследовал суть противостояния между популярной музыкой и тоталитарными режимами.
Действие "Рок-н-ролла" (Rock-n-roll, 2006) происходит в Чехословакии - оно начинается с "Пражской весны" 1968-го и завершается концертом The Rolling Stones, состоявшимся в 1990-м. Главные герои пьесы, - реально существовавшие и лично знакомые Стоппарду чешские музыканты из группы Plastic People of the Universe, которые приедут на московскую премьеру и дадут специальный концерт. Текст "Рок-н-ролла" был переведен на немецкий, французский, японский, греческий и испанский языки и ставился во многих странах. На русский пьесу перевели братья Аркадий и Сергей Островские, авторы русскоязычного текста стоппардовского "Берега утопии", который Алексей Бородин поставил в РАМТе в 2007-м. Автор нынешней постановки - Адольф Шапиро.
"С самого начала музыкальная группа дистанцировалась от системы. Они хотели абсолютно отделить себя от системы, оказаться вне ее. Они не были ни коммунистами, ни антикоммунистами - а были рок-н-рольщиками и наивно полагали, что если они не будут трогать систему, то и система не будет трогать их. А главный и крайне болезненный урок, который они получили, состоял в том, что нет такого пространства в тоталитарном обществе, где ты можешь жить по собственным законам. Позиция неучастия с точки зрения системы есть позиция агрессии против системы. Поэтому дело кончилось тюрьмой", - рассказал Стоппард о позиции собственных героев, людей, как он подчеркнул, обладавших выдающейся личной храбростью.
Солист The Plastic People of the Universe, по словам драматурга, попадал в тюрьму восемь раз.
"Человек, который еле-еле умел играть на гитаре, создал группу, которая стала последней реально протестной группой в этой части света. Он создал ее сразу после вторжения советских войск - в сентябре 1968 года. Но, как он потом признавался в интервью, у него в голове не существовало никакой связи между рок-н-роллом и советскими войсками в Праге. Он просто хотел быть знаменитым и богатым, и ему нравился рок-н-ролл. Просто он не умел играть. Заслушивался Джими Хендриксом - но не мог физически повторить это, и только когда услышал Velvet Underground, подумал, что вот это он может", - объясняет Стоппард.
При этом, отметил он, "в пьесе упомянуто внутреннее противоречие между самой идеей поп-культуры, которая должна быть культурой мейнстрима и стремиться к большинству, и тем, что эта музыка становится музыкой меньшинства, тех, кто хочет вывести себя за пределы системы".
Ирония же музыкального успеха, продолжил драматург, состоит в том, что "художественное высказывание начинается как протестное, но в итоге внешняя система использует его, нейтрализует, поглощает и коммерциализирует, превращая в рекламу машин или мыла".
Как добавил переводчик и журналист Аркадий Островский, пьесы Стоппарда ценны тем, что поначалу кажется, будто они не имеют никакой привязки к текущему моменту, а затем "внезапно становятся абсолютно реальными" и резонируют с аудиторией.
В спектакле о музыкантах, разумеется, звучит много музыки: в качестве консультанта режиссер привлек критика Артемия Троицкого.
"Я не занимался подбором песен, подходящих под мое повествование, а просто включил свои любимые песни, пару раз даже смухлевав с хронологией. Например, там есть песня Джона Леннона, которую я нашел в каком-то комплекте записей, сделанных из студийных обрезков - я вообще не уверен, что она входила в какой-нибудь альбом; звучащая у нас песня Джона Леннона вообще, как указал один педантичный фанат, написана на год позже", - рассказал Стоппард.
Он добавил, что Адольф Шапиро заменил некоторые композиции для своего спектакля, однако "это здорово работает".
В тексте также используются фрагменты речей тогдашнего диссидента, а впоследствии президента, Вацлава Гавела и книги Михаила Горбачева.
Шапиро считает, что пьеса полна той энергии и теми мыслями, которыми он жил всю свою жизнь, а главная тема, о которой писал Стоппард в разных вариантах, - человек и общество. По словам автора спектакля, в пьесе соединены научный подход с парадоксальным мышлением, прекрасными диалогами, а самым привлекательным для него стало обилие загадок, которые он как режиссер хочет разгадать.
The Plastic People of the Universe приедут в Москву 23 сентября на благотворительный концерт "Неравнодушный рок" в пользу хосписов России (цена билета от 500 до 5000 рублей). Концерт, в котором также участвуют Василий Шумов с группой "Центр", Вася Обломов, группа "Барто", Артемий Троицкий и Юрий Шевчук, откроет сам драматург. Средства, вырученные за продажу билетов, направятся хосписам - столичному и 14-ти региональным. Представители благотворительного фонда "Вера" Ингеборга Дапкунайте и Нюта Федермессер отмечают что, в проекте хоспис впервые включается в культурное поле, а не рассматривается просто как предмет медицины.