Cirque du Soleil приучит призраков Кремля к шоу Zarkana
10 октября 2011 года

Большой Кремлевский дворец - идеальная площадка для цирковой рок-оперы, рассказал в интервью известный канадский режиссер Франсуа Жирар (Francois Girard), создатель нового шоу Cirque du Soleil под названием Zarkana, которое будет гастролировать в Москве два месяца, начиная с февраля.

Постановщик убежден, что тени прошлого и призраки проходивших на этой сцене съездов Компартии смогут стать частью спектакля.

ПРИЗРАКИ КРЕМЛЕВСКОГО ДВОРЦА

Жирар приехал в Москву, чтобы оценить масштаб работ, которые потребуются, чтобы превратить суровое советское здание в арену для волшебного представления.

Под шоу Zarkana предстоит трансформировать не только зал, но и фойе, буфет и даже пропускную систему: настроение зрителей в те два месяца, когда в Кремле будет выступать Cirque du Soleil, не должно омрачаться долгими очередями на морозе.

Впервые Zarkana показали в июне 2011 года в нью-йоркском зале "Радио-Сити" (Radio City Hall). Искушенная бродвейскими мюзиклами с мировыми звездами и всевозможными шоу публика восторженно приняла новый спектакль Cirque du Soleil.

"Радио-Сити" и Кремлевский дворец - площадки разные по атмосфере, архитектуре, своему прошлому, но они очень похожи технически, и по вместимости зала тоже примерно одинаковые. Кремлевский дворец даже больше, чем "Радио-Сити", поэтому нам очень легко перенести шоу в Москву. На этих двух площадках спектакли будут абсолютно идентичными", - объяснил Жирар.

А вот в Мадриде, куда Zarkana отправится между Нью-Йорком и Москвой, не нашлось ни одной площадки сопоставимого масштаба, так что там, по словам режиссера, будет представлена уменьшенная, гастрольная версия спектакля.

Жирар признался, что ему было интересно побывать в Кремлевском дворце, который с детства ассоциировался у западных людей его поколения с холодной войной и выступлениями Хрущева. Он искренне верит, что такое историческое место обладает особой аурой и населено призраками прошлого, которые необходимо прочувствовать, прежде чем устраивать в их обиталище представление.

"Я рос с определенным образом России в голове, и для меня попасть в то место, где проводились съезды компартии, выступал Хрущев, было очень интересно и важно. Я верю, что любая театральная площадка населена своими призраками, которые всегда являются частью спектакля. Я чувствую определенную энергетику Кремлевского дворца и надеюсь, что она совпадет с нашим спектаклем", - говорит режиссер.

ИСТОРИЯ ЛЮБВИ В СТИЛЕ АР-НУВО

Жирар рассказал, что сюжет и персонажей шоу придумал он сам, а детальной разработкой и визуализацией занималась креативная команда цирка.

Спектакль построен вокруг истории волшебника Зарка (известный певец Гару, полюбившийся многим по мюзиклу "Нотр-Дам де Пари"), который возвращается в заброшенный театр, где некогда имел большой успех. Друзья мага - Белые Клоуны, прятавшиеся в ветхих декорациях, - приходят ему на помощь и пытаются по кусочкам воссоздать представление. Но ничего не получается: Зарк лишился магических сил, когда исчезла красавица-ассистентка Лия, любовь всей его жизни.

Волшебник ищет Лию, а его пытаются соблазнить четыре искусительницы: Женщина в Банке с шестью руками, льнущая, как плющ, Мандрагора, женщина-змея Кундалини и паучиха Тарантула.

Действие происходит в волшебном мире, который сценограф и декоратор шоу, канадец Стефан Руа (Stephane Roy), создал с помощью новейших технических средств. Основной элемент художественного оформления сцены - огромные арки с лепниной ручной работы. Важен и видеоконтент: в задней части сцены установлена огромная светодиодная стена, на которой сменяют друг друга реалистичные образы. Смена номеров и спецэффектов происходит динамично за счет необычной движущейся сцены.

В целом же декорации спектакля выполнены в стиле ар-нуво.

"Одна из причин выбора именно этого стиля в том, что в нем декорирован "Радио- Сити". А Кремлевский дворец внутри очень нейтральный и может принять любой стиль. С другой стороны, золотой период цирка был в 30-е годы прошлого века, и эта эпоха была как раз на стыке ар-нуво и ар-деко", - пояснил Жирар.

РОССИЙСКИЕ АРТИСТЫ - ЛУЧШИЕ В МИРЕ

Режиссер подчеркнул, что, несмотря на все суперсовременные технические новшества, он построил шоу так, чтобы зрители восхищались в первую очередь акробатическим искусством.

В спектакле задействованы разные цирковые жанры: жонглеры, воздушные гимнасты, эквилибр, канатоходцы, акробаты на шесте, Колесо смерти, и даже редкие виды искусства - перебрасывание флагами, песочная анимация (исполнительница роли оракула рисует на большом подсвеченном стекле ярко-голубым песком разные фигуры и образы).

"Самый головокружительный номер - это, пожалуй, группа русских воздушных акробатов. Если я примерно могу разобраться, как делаются остальные трюки, то тут абсолютно не понимаю, как эти люди летают и ловят друг друга", - признается Жирар.

Самый необычный номер, по его мнению, исполняют тоже русские артисты - это эквилибр (баланс) на руках.

Режиссер отметил, что в шоу Zarkana работают 75 артистов из 15 стран, а больше всего - русских исполнителей и выходцев из бывшего СССР.

"Русские работают на трапеции, жонглируют, исполняют акробатическое трио на лестнице. И это не потому, что мы приезжаем в Россию. Просто русская цирковая традиция очень богатая. Это действительно страна, которая дает лучших цирковых артистов, им нет равных в мире. Мы очень гордимся, что привезем спектакль в Москву вместе с таким большим количеством российских исполнителей", - подчеркнул Жирар.

Он уточнил, что российских цирковых артистов отличает от всех остальных необычайно жесткая самодисциплина и рвение.

"Разница цирковых школ для меня очень заметна. Например, в шоу ZED, которое я ставил в Токио, номер на трапециях делают латиноамериканские артисты, а в этом спектакле - российские. И такое ощущение, что они работают в двух разных дисциплинах. Южноамериканцы такие шебутные и веселые, а русские - потрясают своим рвением и дисциплиной. Благодаря этому они способны заставить себя выйти за рамки возможного, на что другие артисты просто никогда не пойдут", - пояснил режиссер.

ЦИРКОВАЯ ОПЕРА

Жирар, ставивший музыкальные спектакли и оперы во многих театрах мира, признался, что этот опыт сильно помог в работе над шоу Zarkana, где музыка, написанная учеником Элтона Джона Ником Литтлмором (Nick Littlemore), по его словам, обеспечивает "половину успеха постановки".

"На самом деле все спектакли Cirque du Soleil тесно связаны с музыкой, потому что технически строятся по принципу больших оперных постановок. Но лично мне очень помогал мой музыкальный опыт, потому что я придумывал спектакль, отталкиваясь скорее от музыки, чем от слов. Персонажи у меня тоже рождались из музыки, и я вместе с композитором работал над ее написанием" - рассказал режиссер.

Билеты на шоу уже в продаже.

Франсуа Жирар начал свою режиссерскую карьеру в 80-е годы с телепроектов. Его первая работа - телеадаптация театральной постановки "Дортуар" - получила множество наград, включая международную "Эмми". В 1993 году занялся кино - сначала как сценарист, затем как режиссер. Его фильм "Красная скрипка" (Red Violin, 1998) был невероятно успешен, получил сразу восемь канадских премий и "Оскара" за лучший саундтрек. Одна из последних киноработ Жирара - фильм "Шелк" (Silk, 2007) по одноименному роману Алессандро Барикко. Жирар также стал режиссером нескольких оперных постановок, осуществленных на нескольких престижных сценах. Zarkana - второй спектакль Жирара для Cirque du Soleil после стационарного шоу ZED, которое можно увидеть только в Японии, в Токио.

Российской публике уже были представлены два шоу Cirque du Soleil - Varekai (в 2009 году) и Corteo (в 2010 году). Несмотря на достаточно дорогие билеты (самые дешевые стоили 1,2 тысячи рублей), спектакли пользовались успехом у зрителей. После гастролей Cirque du Soleil планирует закрепиться на российском рынке развлечений, не только ежегодно привозя гастролирующие шоу, но и создав стационарную площадку для своих спектаклей.

Cirque du Soleil был основан в 1984 году Ги Лалиберте и базируется в Монреале. Компания насчитывает более пяти тысяч человек, работающих в разных труппах, что позволяет одновременно выступать в нескольких городах. В спектаклях Cirque du Soleil никогда не задействовались животные.