Закон о иностранных режиссерах полезен, но не решит острых проблем - директоры театров
2 ноября 2011 года

Законопроект о снятии бюрократических препятствий для работы иностранных режиссеров и актеров в российских театрах, принятый в первом чтении во вторник Госдумой, существенно упростит процесс заключения контрактов с зарубежными специалистами, но не решит более серьезные проблемы театров, таких, как финансирование, убеждены руководители московских театров.

Существующий порядок привлечения иностранной рабочей силы не позволяет беспрепятственно пригласить для временной творческой работы в театрах России режиссеров, балетмейстеров, художников-постановщиков, дирижеров и исполнителей из других стран, поэтому законопроект предлагает приравнять иностранных режиссеров и актеров к высококвалифицированным специалистам, тем самым упростив официальные процедуры их приезда и работы в России. Новые правила будут касаться только тех режиссеров и актеров, кто имеет зарплату не менее одного миллиона рублей в год.

Генеральный директор Музыкального театра имени Станиславского Владимир Урин заявил , что принятие такого законопроекта требует привлечения к работе экспертной группы людей, реально занимающихся театром. В любом случае, по его мнению, это резкое упрощение ситуации по оформлению иностранного мастера на работу, которое подразумевает долгую процедуру приглашения и получения визы. Однако, как считает Урин, формулировка о том, что это касается тех, кто получает миллион рублей в год, требует юридического уточнения. "Проблем с режиссерами, балетмейстерами и художниками-постановщиками в этом смысле нет - они приезжают на большой срок, и миллион рублей составляет их гонорар. А вот что касается дирижеров и исполнителей, которые приезжают разово, на короткий срок, для того, чтобы дирижировать, станцевать или спеть в одном-двух спектаклях, то здесь о миллионе речи быть не может. Так что я сделал бы уточнение - не менее миллиона в год из расчета их оплаты в зависимости от времени пребывания в театре", - подчеркнул гендиректор Музыкального театра имени Станиславского.

Создатель и художественный руководитель московского театра "Практика" Эдуард Бояков считает, что у российских театров есть гораздо более глубокие проблемы, связанные, прежде всего, с размером и принципами финансирования театра. Он заметил , что никогда не испытывал сложностей с заключением контрактов. "У нас работали и будут работать крупные мастера из Лондона, Парижа, Германии: с их приглашением всегда активно помогают посольства и консульства стран", - отметил Бояков, добавив, что театр всегда привлекает известных режиссеров, сценографов, актеров из других стран. По его мнению, иностранные мастера знакомят российских актеров с иными театральными школами, манерами и стилем работы, они приносят новую жизнь, без чего отечественный театр развиваться не будет.

Однако не всем везет с отсутствием препон при сотрудничестве с иностранными коллегами. Директор столичного театра Et Cetera Леонид Комарин приветствует новый закон: "Для получения квоты на работу иностранного режиссера или актера, необходимо подготовить документацию, пройти комиссию и иногда решения приходится ждать несколько месяцев. Так что пройти этот путь добывания квоты непросто, и, поскольку сроки начала репетиций и сдачи спектакля поджимают, то иногда приходится заключать контракт, не дожидаясь решения".

Это мнение разделяет директор Российского академического Молодежного театра Виктор Любый, который, про его словам, неоднократно сталкивался с трудностями в миграционной службе при привлечении иностранных деятелей театра. "Прежде всего, это касается разрешения миграционной службы, кроме того, много проблем возникало с выплатой гонораров и зарплат. Так что я убежден, что принятие нового законодательства в этой области намного облегчит нашу работу и значительно расширит творческие возможности российского театра", - поделился с Любый.