Арт-рынок Москвы в поисках новых площадок присматривается к промзонам
21 марта 2012 года

Московский рынок арт-площадок и по числу галерей и выставочных залов, и по количеству посетителей на одну площадку на даже пиковых показателях еще не дотягивает до западного уровня. Однако публики, проявляющей интерес к арт-институциям, становится все больше, а представители выставочного сообщества уже заявляют о дефиците галерей и начинают все активнее присматриваться к неиспользуемым территориям промзон и парков.

НЕПОДДЕЛЬНЫЙ ИНТЕРЕС К ИСКУССТВУ

Одним из важнейших параметров при организации выставочного пространства является посещаемость. Именно она дает возможность галерее при удачно подобранной коллекции обеспечить нужный поток зрителей - как любителей, так и профессионалов.

Как рассказывает менеджер проектов компании Artmanagement (занимается развитием узнаваемости галерей) Юлия Грачикова, в 2011 году, по сравнению с предыдущими периодами, на столичных арт-площадках чуть ли не вдвое увеличился поток зрителей. Если не брать в расчет Третьяковскую галерею и Музей изобразительного искусства имени Пушкина, то самыми крупными центрами, сумевшими привлечь зрителя, по мнению Грачиковой, стали центр "Гараж", Мультимедиа Арт Музей (ранее известный как Московский дом фотографии), "Винзавод", Московский музей современного искусства, фонд культуры "Екатерина" и Stella Art Foundation.

Крупные арт-центры Москвы имеют посещаемость в несколько сотен тысяч человек в год. При этом потолочным показателем для самых крупных арт-институций (так называются государственные и частные организации, занимающиеся продвижением, поддержкой и продажей арт-продуктов, а также созданием для них соответствующей среды) является 300 тысяч человек в год, уточняет Грачикова.

"По сравнению с миллионным населением Москвы это может быть не так много, но посещаемость повышается из года в год", - говорит собеседница , связывая рост посещаемости с появлением в Москве своеобразной моды на "интеллектуальный досуг".

Как поясняет она, столичные галереи сейчас в большей степени ориентированы на коллекционеров, которые являются представителями довольно обеспеченного сегмента. Однако посещают эти арт-институции не только "профессионалы" от искусства, но и молодежь, и публика из художественного сообщества, и просто "продвинутые" люди.

В свою очередь Анна Миронова, заместитель гендиректора компании "Гута-Девелопмент", занимающейся развитием "Красного Октября", рассказывает, что на выставки на этой площадке приходят самые разные люди - различных возрастов, социальных слоев и уровня достатка. Но большую часть гостей "Красного Октября" составляют прогрессивная молодежь и представители так называемого поколения тридцатилетних - то есть наиболее социально-активная часть общества, уточняет она.

Грачикова напоминает, что первоначальную лояльность к современному искусству сформировал "Винзавод". В 2010 году, по ее данным, эту площадку посещали порядка тысячи человек в будние дни, но затем ситуация поменялась, так как появились новые сильные игроки, которые завоевали внимание публики.

Тем не менее, констатирует она, у нас еще не существует понятия "нормальной" посещаемости - проект уже считается успешным, если его посещают от 500 до 1 тысячи человек в день.

Директор "Галереи 21" Ксения Подойницына в свою очередь рассказывает, что во время открытия выставки в галерее бывает от 200 человек за вечер. Больше всего посетителей приходится на первую неделю после открытия, а потом, случается, на выставку заходят по несколько человек в день. "Я считаю, это отличные показатели", - говорит Подойницына.

По мнению Грачиковой, все зависит от пространства и его вместимости, и не всегда большой поток посетителей играет на руку галеристам: "Даже крупные площадки иногда не справляются с потоком посетителей, и это сказывается на общем восприятии".

"ИЗЯЩНАЯ" КОНКУРЕНЦИЯ

Летом 2011 года Artmanagement, отмечает Грачикова, проводил исследование, и его результаты свидетельствуют, что количество арт-институций в Москве возвращается на докризисный уровень.

Так, если в 2007 году в столице работало 100 галерей, в 2009 году их число сократилось до 73-х, то в прошлом году количество галерей достигло 103-х. Похожая динамика наблюдается и на рынке выставочных залов: 25 в 2007 году, 15 в 2009 году и 22 в 2011 году.

"Во время кризиса многие однодневные проекты закрылись, произошла глобальная чистка участников системы. Сейчас до сих пор чувствуется ненаполненность московской художественной жизни, поэтому процесс запуска новых проектов еще продолжается", - комментирует менеджер Artmanagement.

О восстановлении рынка говорит Станислав Уйба - совладелец и содиректор "Галереи 21". Он отмечает, что в последние несколько лет в Москве отрылось достаточно много выставочных площадок совершенно разных как по площади, так и по набору имен и стилей, которые они представляют.

"Но не всегда понятна их стратегия и планы, включая долгосрочность намерений", - сетует он.

По поводу конкуренции на "изящном" рынке эксперты высказываются очень осторожно.

В частности, Грачикова признает факт существования соревнований между разными площадками, но при этом оговаривается, что явной конкуренции нет.

"Крупных игроков на арт-сцене - больших галерей - не так много, а именно для таких площадок актуален круг коллекционеров, который у них уже сформировался. И в данном случае это не монополия, которая могла бы возникнуть на других рынках, а элементарная ненасыщенность системы", - объясняет она свою мысль.

Всего, по оценкам собеседницы , в Москве насчитывается не более 15 галерей первого эшелона. В их число она включает, например, галерею XL, галерею Айдан, галерею Гельмана, галерею Paperworks, галерею Regina, галерею POP/OFF/ART. По ее мнению, настоящая борьба между разными площадками за клиента и зрителя начнется тогда, когда будут открываться новые молодые галереи и арт-институции.

А вот Миронова констатирует, что спрос на выставочное пространство становится все выше, и подчеркивает, что "Гута-Девелопмент" очень строга в отборе проектов, которые будут показывать на площадке "Красного Октября".

"Сейчас занимаемся составлением собственной сильной кураторской программы, опираясь на многолетний опыт Владимира Овчаренко, который является одним из самых успешных галеристов и кураторов в России с 1990 года, а с 2010 и в Лондоне", - поясняет она.

ПОЧЕМ МЕСТО ДЛЯ ХУДОЖНИКА

Еще менее охотно галеристы и представители собственников пространств для выставок говорят о стоимости аренды своих площадок. Тем не менее, корреспонденту удалось выяснить у директоров "Галереи 21", что цена найма арт-пространств в пределах Третьего транспортного кольца в отремонтированном помещении начинается от 500 долларов за квадратный метр в месяц без учета коммунальных расходов.

"Для нас в основе выбора были - Центральный округ, обособленное пространство и приемлемые расходы на помещение. Мы занимаем второй этаж в двухэтажном старинном купеческом особнячке, где присутствует дух старины и творчества, однако представлено современное актуальное искусство", - рассказывает Подойницына.

По словам Мироновой, цены для собственников галерей и коммерческих организаций разные, причем в "Красном Октябре" стоимость аренды для галерей не зависит от метража напрямую.

"Мы рассматриваем каждого конкретного арендатора не только с точки зрения его финансовых возможностей, но и учитываем то, что он может предложить для продвижения "Красного Октября" как арт-кластера. Ну и естественно, в формировании стоимости аренды играют роль статусность проекта и сроки его проведения", - поясняет она.

В среднем же, уточняет Миронова, у ведущих выставочных площадок города, к которым принадлежит "Красный Октябрь", аренда стоит около 600 тысяч рублей в день.

АРТ-ПРОСТРАНСТВА В ДЕФИЦИТЕ

Как отмечает Грачикова, по сравнению с мировыми арт-столицами, в Москве крайне мало арт-площадок.

В том же Нью-Йорке в районе Челси, ограниченном 6-й и 10-й авеню и 14-й и 34-й улицами, больше 500 галерей - пространство пользуется особенной популярностью у молодых начинающих художников и создает благоприятную атмосферу для художественного развития, соглашается с ней Уйба.

По его мнению, столица РФ от Европы и США отстает по развитию выставочных площадок примерно на 30 лет, особенно в том, что касается кураторства и поддержки молодых художников.

"Галерея 21" - первая в России галерея, которая начала заниматься продвижением именно молодых художников, открывать новые имена, проводить круглые столы и лекции, где художники могут и должны высказываться, заряжаться поддержкой и вдохновением коллег по цеху и любителей искусства", - поясняет Уйба.

В первую очередь, подчеркивает он, Москве нужны гибридные пространства, которые соединяли бы выставочное пространство и городскую среду - то, что называется open air. Конечно, в российском климате проводить проекты open air круглый год практически невозможно, но в теплое время года они привнесли бы большое разнообразие в столичную выставочную жизнь, считает Уйба.

"Когда Кристина Штайнбрехер сумела поставить скульптуру Жауме Пленса в "Москва-Сити", это было настоящим прорывом. Жаль, что 8-метровая скульптура из букв радовала офисный планктон и редких обитателей апартаментов всего лишь год. Но все равно это событие вошло в историю как искусства, так и города, и приблизило Москву к окну в Европу", - отмечает он.

В свою очередь Подойницына считает, что Москве не хватает арт-атмосферы в пределах Садового кольца, в пешей доступности от метро - арт-сообществ и кварталов с мастерскими художников.

"Винзавод, Artplay и "Гараж" - это неплохо для начала, но это "эксклюзив", плюс туда неудобно добираться, а цены на книги, аренду мастерских, еду и прочее соответственны московским меркам", - подчеркивает Подойницына.

Грачникова в свою очередь считает, что столице в первую очередь нужен полноценный музей современного искусства с постоянной экспозицией.

"Сложно прогнозировать, сколько нам необходимо площадок по количеству, так как во многом количество не равно качеству. Если в Москве откроется новый арт-центр или музей с интересной выставочной программой и активной образовательной и общественной средой, то это уже повлияет на эволюцию нашей культурной ситуации", - рассуждает она.

ПРОМЫШЛЕННЫЕ ПЕРСПЕКТИВЫ

Грачикова подчеркивает, что любую выставку можно сделать даже в самом маленьком пространстве - все зависит от идеи проекта.

Однако некоторые требования к площадям у галеристов все же есть, ведь "адекватная" вместимость нужна не только для арт-предметов, но и для зрителей. Например, фотовыставки могут комфортно размещаться как в галереях площадью 200 - 250 квадратных метров, так и занимать площадь порядка 700 квадратных метров, а вот для скульптур и арт-объектов больше подходят просторные выставочные залы площадью от 500 квадратных метров.

При этом, как признается Подойницына, чем больше площадь, тем сложнее выстроить экспозицию.

"Тем не менее, как концепция определяет специфику размера площадки, так и наоборот. В "Галерее 21" около 45 метров выставочного пространства, но композиция и наполненность выставочных проектов позволяют эффективно представлять работы художников и всегда выгодно работают на реализацию идей куратора", - объясняет она.

Пока, признают участники арт-рынка, децентрализация арт-жизни происходит в столице в основном за счет открытия выставок в "хоженых" местах вроде "Гаража" или "Винзавода" или организации новых площадок в центре Москвы. Пример - та же "Галерея 21", развивающая Фрунзенской район с точки зрения культурного ландшафта.

Кроме того, неожиданно свою роль при появлении новых арт-мест стали играть игроки рынка коммерческой недвижимости - владельцы офисных и торговых центров.

"Art Foundation ЦУМ" в 2011 году принял у себя основной проект биеннале, а до этого показал выставку классика французской художественной сцены Бертрана Лавье. На стадии запуска ТЦ "Цветной" сделал проект с художниками, и на одном из этажей разместились работы и инсталляции", - вспоминает Грачикова.

В целом же собеседники агентства выделяют два основных пути, которые позволят развивать Москву в будущем как культурную столицу - преобразование старых помещений и строительство новых зданий, причем первый путь кажется экспертам намного более реальным.

В частности, Грачикова считает, что интересным местом для искусства и культуры окажется территория завода ЗИЛ - этот проект мог бы повторить успешный опыт "Красного Октября", ставшего одним из центров притяжения культурных проектов.

С ней согласна и Миронова, которая отмечает, что бывшие промышленные пространства с их огромными площадями и высокими потолками "просятся" под арт-объекты - они идеальны для организации многофункциональных культурных центров с выставочными залами, кафе, ресторанами, офисами, концертными площадками.

Ей также кажется прекрасной идеей продолжать и дальше развивать как место для арт-объектов Парк культуры имени Горького и наконец задействовать в выставочных проектах мира искусства территорию ВВЦ.

"Эти красивые места обладают исторической аурой и изначально являлись центрами притяжения людей", - думает Миронова.

Однако о каких бы площадках ни начинали рассуждать собеседники , они подчеркивают: главное - транспортная доступность. Вопрос наличия паркинга актуален в Москве всегда, чего бы это ни касалось, даже если речь идет об арт-институциях, констатирует Грачикова.

Очень важно предоставить возможность гостям не испытывать дискомфорта при посещении выставочных залов, вторит ей Миронова.

"В ближайшем будущем мы планируем решить эту проблему за счет подземного паркинга, что позволит освободить от машин улицы и набережные "Красного Октября", - надеется замгендиректора "Гута-Девелопмент".