Выставка неизвестной графики Карла Брюллова открылась в Петербурге
15 марта 2012 года
Выставка "Знаменитый и неизвестный Карл Брюллов", на которой широкой публике впервые представлен так называемый "Итальянский альбом" известного русского художника, открылась в четверг в Санкт-Петербурге в Инженерном замке, передает корреспондент .
"Безусловный интерес вызывает сам факт, что почти все работы, представленные в этой экспозиции, ранее не выставлялись. Кроме того, в залах Инженерного замка мы хотели представить исследовательский подход по сопоставлению набросков из коллекции Русского музея, пришедших к нам непосредственно из семьи Брюллова, с рисунками из "Итальянского альбома", - рассказала Евгения Петрова, заместитель директора Русского музея по научной работе.
В "Итальянский альбом" вошли рисунки Брюллова, сделанные художником в 20-30-е годы во время его первой поездки в Италию. В этих натурных этюдах и жанровых зарисовках Брюллов изобразил итальянских крестьян, монахов, музыкантов и разбойников. Часть рисунков автор подарил в Риме семье Витгенштейнов, где "Итальянский альбом" и находился более полутора веков. В 2010 году эту коллекцию приобрел закрытый паевый инвестиционный фонд художественных ценностей "Атланта Арт" и до сегодняшнего дня рисунки из собрания оставались неизвестны не только широкой публике, но и исследователям графики XIX века.
В коллекции же Русского музея с 1926 года находится обнаруженная в особняке Нарышкиных серия "Итальянский натурщики в национальных костюмах", также представленная на выставке. Авторство этих набросков в свое время вызывало серьезные споры у специалистов, так как по сюжетам и манере исполнения они не имели аналогов визвестных итальянских работ художника. Появление в России альбом Витгенштейнов позволило произвести сравнительную работу в изучении рисунков Брюллова, сделанных в Италии.
По словам Евгении Петровой, работа над атрибуцией и установлением авторства коллекций Русского музея и "Атланты Арт" отняла у работников Русского музея около полутора лет.
"В определенном смысле это новый тип выставки. Обычно исследовательские материалы оказываются вне поля зрения посетителей выставки. Мы попытались вовлечь зрителя в эту сопоставительную работу, чтобы он сам смог увидеть сходство в различных фрагментах, фактуре, цвете и световых решениях", - подчеркнула Петрова.
С этой целью, помимо собственно рисунков Брюллова из коллекций Русского музея и "Атланты Арт", в залах Инженерного замка установлены сенсорные панели, воспользовавшись которыми посетитель может узнать, на чем именно основывались исследователи и как производили сравнение работ Брюллова.
"Группы этюдов, как из Русского музея, так и из коллекции "Атланты-Арт" позволяют проследить путь Брюллова и его поиск манеры в изображении окружавшей его реальной итальянской жизни, - новый и неосвоенный подход для русского художника", - отметила Петрова.
По ее словам, тот факт, что эти работы войдут теперь в контекст всего творчества Брюллова, позволяет несколько иначе оценить и сам масштаб художника.