Новую постановку "Князя Игоря" в Большом театре ждет хэппи-энд
6 июня 2013 года

Премьера оперы Александра Бородина "Князь Игорь" режиссера Юрия Любимова состоится на исторической сцене Большого театра в субботу. Первыми зрителями, увидевшими спектакль во время генеральной репетиции в среду, стали журналисты, с которыми постановщики и артисты поделились своими впечатлениями от "любимовской" версии известного шедевра.

ВНАЧАЛЕ БЫЛО СЛОВО

Больше всего представители прессы мечтали услышать главного героя "Князя Игоря" - Юрия Любимова, версию которого в Большом театре называют не иначе как "необычным любимовским проектом", к работе над которым были привлечены два композитора - Павел Карманов, ставший автором новой музыкальной редакции, и Владимир Мартынов, выступивший в роли консультанта. К сожалению, 95-летний мэтр так и не пожелал ответить на вопросы журналистов, предоставив это право дирижеру Василию Синайскому, сценографу Зиновию Марголину, а также исполнителям, репетирующим главные партии.

Голос самого Любимова зазвучал лишь непосредственно перед прогоном. Мастер тепло поприветствовал артистов и зал и предупредил, что по ходу действия могут быть остановки. Таковых, впрочем, не случилось - режиссер напряженно следил за ходом спектакля, иногда дирижировал, воспроизводил жесты актеров, но в процесс кардинально так и не вмешался. Сохранив молчание, Любимов, тем не менее, дал понять всем присутствующим насколько важно Слово в его постановке: во время звучания увертюры на занавесе появился эпиграф "Вначале было Слово", а затем вся опера, исполняющаяся на русском языке, сопровождалась русскими же титрами, что делало смысл каждой пропетой фразы предельно ясным для любого слушателя.

ЛЕКАРСТВО ОТ СКУКИ

О том, что новый "Князь Игорь" будет значительно отличаться от своих предшественников, рассказал Василий Синайский, отметивший, что из традиционных четырех масштабных действий здесь осталось всего два, да и те весьма компактны - первое длится чуть более часа (на репетиции оно продолжалось и вовсе 55 минут), второе - 1 час 15 минут.

"Это не совсем купюры, это концепция Любимова, - уточнил музыкант. - Нужная для нее музыка была использована, а та, что не очень подходит - изъята". Дирижер добавил, что опера обрела динамизм, а сценически она сделана так, что "скучать не придется". То, что музыкант прав зрители поняли практически с первых минут. Сразу после солнечного затмения (пролога) действие, минуя традиционный "русский" первый акт, молниеносно перенеслось в стан половцев, где развернулись роскошные "Половецкие пляски" в возобновленной хореографии Касьяна Голейзовского. Все остальные события происходили уже во втором акте, финалом которого стал победный, в лучших советских традициях, помпезный хор "Слава" в честь благополучно возвратившегося из плена князя.

Опера и в самом деле была значительно сокращена, но при этом в ней появились фрагменты, практически неизвестные опероманам - написанные Бородиным, именно они повсеместно подвергались купюрам. Исполняющие главные партии артисты единодушно признали, что все музыкальные нововведения имели основание - Юрий Любимов работал над каждой ролью с большой тщательностью.

В результате этой работы Князь Игорь получил еще один сольный номер. "Это очень интересный монолог, в котором раскрывается та суть, которую до этого не показывали, - поделился исполнитель партии Игоря Эльчин Азизов. - Князь, будучи в плену, взывает о помощи к русским князьям, призывает к объединению к Руси".

Хана Кончака Любимов лишил его коронной арии, зато публика сможет во втором акте оценить песню Кончака. "Она редко исполняется, потому что не так эффектна, как ария, - рассказал исполнитель этой партии Валерий Гильманов. - Но в ней Кончак показан жестоким и агрессивным человеком. В этом и была режиссерская задумка - показать жестокого Кончака".

СПЕКТАКЛЬ КАК РОСЧЕРК

Делясь впечатлениями от постановки, сценограф Зиновий Марголин заявил, что на его вкус - это совершенно традиционный спектакль с четким и внятным режиссерским высказыванием.

"Другое дело, что кому-то оно покажется чуждым, чужим, - пояснил Марголин. - Но Юрий Петрович всегда знал, что делает, поэтому то, что происходит на сцене, не кажется чем-то радикальным. Остались все взаимоотношения, осталась структура произведения. Это лаконичный спектакль, как росчерк. И мне кажется, что он будет понятен зрителю".