Юровский устроил перформанс со "Свадебным маршем" на концерте в Москве
11 июня 2013 года

Первый концерт просветительского цикла Московской филармонии "Дирижирует и рассказывает Владимир Юровский", состоявшийся в столичном зале Чайковского в понедельник, познакомил слушателей с фрагментами оперы Генри Перселла "Королева фей" по комедии Шекспира "Сон в летнюю ночь" и музыкой к этой же комедии Феликса Мендельсона, а также стал триумфом дирижера-рассказчика.

НЕОБЫЧНЫЙ ПЕРФОРМАНС

Три концерта, в которых глава Госоркестра имени Светланова Владимир Юровский был заявлен не только в качестве дирижера, но и в качестве рассказчика, вызвали огромный интерес у публики. Музыкант, несколько раз уже повествовавший о тех или иных произведениях со сцены, успел завоевать любовь слушателей и сделать актуальным новый, а на самом деле хорошо забытый старый просветительский формат, который подразумевает, что слушатель, придя на концерт, может не только услышать саму музыку, но и узнать о ней много нового.

Первый же вечер серии стал аншлаговым, и Юровский не обманул ожиданий. Правда, начало концерта вышло несколько неожиданным. Публика продолжала занимать свои места, шуметь и галдеть, когда оркестр вышел на сцену, а затем появился и Юровский. Сев за клавесин спиной к зрительному залу, он тут же дал команду оркестру, и зазвучала музыка. Между тем, зрители продолжали суетиться, звонили телефоны, и все происходящее напоминало какой-то странный перформанс, как оказалось, впрочем, абсолютно точно срежиссированный маэстро. Исполнив пять первых номеров оперы Перселла "Королева фей", оркестр умолк, а весьма довольный Юровский повернулся к залу.

"Дело в том, что в XVII веке в театрах не было занавеса. Поэтому первые музыкальные номера в спектакле писались для того, чтобы у публики было время расположиться поудобнее и настроиться на представление. Прямо как у нас сейчас", - объяснил дирижер.

ШЕКСПИР, ПЕРСЕЛЛ И СКАЗКИ ШЕХЕРАЗАДЫ

Затем Юровский приступил собственно к рассказу. Это был увлекательнейший экскурс в прошлое: дирижер начал с пьесы Шекспира, сообщил об обстоятельствах ее создания, историческом контексте, философских глубинах текста и основных, в том числе и фрейдовских, темах этой пьесы. Затем пришло время оперы Перселла "Королева фей", созданной на основе шекспировской комедии. И здесь публику вновь ждали открытия, прежде всего касавшиеся английского театра эпохи Вильгельма Оранского и Королевы Мэри - театра, в котором мало заботились о точности шекспировского текста, но который компенсировал это упущение чудесами машинерии, удивительными фонтанами, лебедями, превращавшимися в танцовщиц, китайцами, Фебами и Гименеями, заполняющими всю сцену павлинами и прочими роскошествами.

Ведя повествование, чередующееся с музыкой, дирижер, как заправская Шехеразада, ни на секунду не отпускал зал. С изрядной долей юмора он вплетал в ткань рассказа сведения вроде бы и незначительные, но привлекающие внимание. Например, о том, что слова о пушистом снеге в арии вовсе не фантазия, потому что в те времена в Англии было действительно холодно.

При этом Юровский не забывал поощрять зачарованную публику. Когда после очередного номера зал замер, не зная уместно ли в данном месте аплодировать, дирижер, заметив это, немедленно отреагировал: "Вы можете хлопать, это ведь не классическое произведение, а доклассическое, тогда люди еще не знали о том, что в зале неприлично хлопать между частями".

Искусный рассказ сопровождался музыкой, в исполнении которой принял участие не только оркестр, но и вокальный ансамбль Intrada, а также солисты - бас Максим Михайлов, сопрано Любовь Петрова и меццо-сопрано Александра Кадурина, в чьей интерпретации музыка Перселла предстала во всей своей красоте.

"СВАДЕБНЫЙ МАРШ"

Первое отделение концерта стало своего рода бенефисом Юровского-рассказчика, но во втором он уступил место оратора Алле Демидовой. Она читала фрагменты шекспировской пьесы, а музыкант занял более привычное место за дирижерским пультом - музыку Мендельсона маэстро предпочел не комментировать, дав возможность слушателям самостоятельно поразмыслить и сопоставить два сочинения, вдохновленные одним литературным источником. Демидова читала текст комедии по ролям мастерски, но все же здесь царил Мендельсон. А кульминацией этой части концерта стал помпезный "Свадебный марш", который многие присутствовавшие впервые услышали не в привычной версии трех похмельных музыкантов из районного загса, а в великолепном звучании полновесного симфонического оркестра.