Биография Стэнли Кубрика
26 июля 2013 года
В пятницу исполняется 85 лет со дня рождения американского режиссера Стэнли Кубрика.
Ниже приводится биографическая справка.
Американский режиссер и продюсер Стэнли Кубрик (Stanley Kubrick) родился 26 июля 1928 года в Нью-Йорке (США).
В школе учился средне, но с самого детства он почти профессионально играл в шахматы, очень много читал. Расставшись с мечтой о карьере джазового барабанщика, Кубрик увлекся фотографией (первую фотокамеру фирмы Graflex тринадцатилетнему Стэнли подарил отец), и к концу 1940-х стал одним из лучших фотокорреспондентов журнала Look.
Посещал вольнослушателем занятия в Колумбийском университете, подрабатывая на жизнь игрой в шахматы на деньги.
В 1950 году Кубрик покинул журнал, чтобы осуществить свою давнюю мечту - попробовать себя в кино. В 1951 году была закончена работа над документальной короткометражкой "День схватки" - о боксере Уолтере Картье, который некогда был героем одного из кубриковских фоторепортажей. В 1953 году он дебютировал c художественным фильмом "Страх и желание". Первые фильмы Кубрик снимал на собственные деньги и частные пожертвования.
В 1954 году вместе с продюсером Джеймсом Харрисом организовал собственную производственную кинокомпанию и через год выпустил малобюджетный фильм "Поцелуй убийцы", где снова выступил в качестве продюсера, сценариста, оператора и монтажера. Следующая работа Кубрика - снятый в стиле "нуар" фильм "Убийство" (1956) отлично прошел в прокате и понравился критикам. Однако настоящим событием и не только в мире кино стала антивоенная драма "Тропы славы", вышедшая в 1957 году. Из-за остроты и сарказма, с какими воссоздавался суд над солдатами, обвиненными в срыве французского наступления в годы первой мировой войны, картина была фактически запрещена в Европе. В течение двух лет Кубрик не имел работы, и в 1960 году был вынужден заканчивать начатый Энтони Манном монументальный фильм "Спартак" по сценарию Говарда Фаста. Несмотря на его успех в прокате, Кубрик в 1961 году переехал в Великобританию, чтобы избежать конфликтов с голливудским "истеблишментом" и студийной системой, раздраженными его независимостью.
В 1962 году Кубрик решил экранизировать "Лолиту" Владимира Набокова, который и выступил сценаристом фильма. Лента спровоцировала такой же скандал, как и сама книга, при том, что режиссер не стремился достоверно воссоздать все сцены романа, стараясь передать его общий дух и собственную интерпретацию. Новый фильм режиссера - "Доктор Стрейнджлав, или как я перестал бояться и полюбил атомную бомбу", военная сатира с необычным актерским составом (Питер Селлерс, Джордж С.Скотт, Стерлинг Хайден) и не менее необычным сценарием, победила сразу в трех номинациях на "Оскар" - лучший фильм, лучшая режиссура, лучший сценарий.
Однако успех следующей работы Кубрика - философско-фантастической притчи "2001 год: Космическая одиссея" - превзошел все, даже самые смелые ожидания. В основу сценария лег рассказ английского писателя и ученого Артура Кларка "Часовой". Появившаяся на заре космической эры, "Одиссея" Кубрика оказала огромное влияние на развитие научно-фантастического жанра в кино и на поп-культуру в целом. В 1969 году фильм был удостоен премий "Оскар" за лучшие визуальные эффекты и BAFTA за работу оператора, художника и за лучший саундтрек.
В 1970-е годы Кубрик вернулся к работе над экранизациями литературных произведений. Ее итогом стали фильмы "Заводной апельсин", "Барри Линдон" и "Сияние". Снятый по роману английского писателя Энтони Берджесса "Заводной апельсин" (1971), посвященный проблемам преступности и насилия в среде молодежи, вошел в историю как один из лучших фильмов столетия. При бюджете в 2 миллиона долларов общая сумма сборов за 10 лет проката фильма (с 1972 по 1982 год) составила 40 миллионов.
"Барри Линдон" (1975) - экранизация романа английского писателя Уильяма Теккерея, завоевала сразу четыре "Оскара", а также две премии Британской академии BAFTA. Картина тонко передает атмосферу середины ХIХ века благодаря особым техническим приемам и эффектам. В частности, во время работы Стэнли Кубрик вместе со своим постоянным оператором Джоном Элкоттом использовали специальную оптику, позволяющую снимать не только при естественном освещении, но и при зажженных свечах.
"Сияние" (1980) - напряженный фильм ужасов по роману Стивена Кинга. Главную роль в картине сыграл Джек Николсон. Картина не получила кинонаград или положительных отзывов критиков, зато имела коммерческий успех.
В 1987 году Кубрик решил вновь посвятить свое творчество военной тематике и создал картину "Цельнометаллическая оболочка" - о войне во Вьетнаме, о бесчеловечной жестокости и сознательном формировании из людей профессиональных убийц. Британская киноакадемия удостоила фильм номинаций "Лучший звук" и "Лучшие визуальные эффекты". Также лента была номинирована на "Оскар" в категории "Лучший адаптированный сценарий". Кроме того, фильм "Цельнометаллическая оболочка" был удостоен национальной премии "Давид Донателло" в Италии как лучший иностранный фильм, а Стэнли Кубрик был отмечен в Японии премией "Кинема дзюнпо" как лучший иностранный режиссер по итогам 1988 года.
"С широко закрытыми глазами" (1999) - последний и самый эпатажный фильм Кубрика. Картина снималась больше года и еще год находилась в послесъемочной подготовке. Главные роли сыграли актеры Том Круз и Николь Кидман, которые на тот момент были женаты. Это самый красивый и самый дорогой по стоимости фильм Кубрика: бюджет картины составил 65 миллионов долларов, а мировые кассовые сборы - почти 163 миллиона. Картина получила специальную награду "Приз критиков" на Венецианском кинофестивале в 1999 году, премию "Сезар" (национальная кинонаграда Франции) в 2000 году. Саундтрек к картине получил награду "Золотой глобус" как лучшая оригинальная музыка (2000).
7 марта 1999 года, спустя четыре дня после окончания работы над монтажом "Широко закрытых глаз", Стэнли Кубрик умер от сердечного приступа во сне. Его похоронили за его любимым деревом в Чилдвикбариемском имении (Хартфордшир, Великобритания).
Режиссер оставил после себя несколько нереализованных проектов. Более тридцати лет он собирал материал для фильма о Наполеоне Бонапарте, собираясь снять грандиозную эпопею его о жизни и смерти, однако не смог найти денег на свой проект. После смерти режиссера осталась библиотека в 18 тысяч томов, посвященных Наполеону.
В 2000 году Британская киноакадемия удостоила Стэнли Кубрика премии "Приз Британской Академии человеку года" (премия "BAFTA" за большой вклад в режиссерское содружество). В 2001 году Стивен Спилберг выпустил фильм "Искусственный интеллект", воплотив в жизнь давнюю мечту Кубрика (первые кадры картины - морские волны, разбивающиеся о берег - были сняты самим Кубриком).
Стэнли Кубрик был трижды женат. Со своей первой супругой Тобой Эттой Метц он познакомился во время работы в журнале Look и в 1948 году они поженились. Вторая жена режиссера - Рут Соботка, сыграла эпизодическую роль танцовщицы в "Поцелуе убийцы". На съемках фильма "Тропы славы" Кубрик встретил свою третью жену - немецкую певицу Кристину Харлан, которая пела в одной из сцен фильма. В 1958 году они поженились. У Харлан была маленькая дочь Екатерина, впоследствии у них родились еще две дочери: Анна и Вивиан. Свою дочь Вивиан Кубрик снимал в эпизодических ролях в фильмах "2001: Космическая одиссея", "Барри Линдон", "Сияние", "Цельнометаллическая оболочка". Падчерица Стэнли Кубрика - Екатерина сыграла в эпизодах лент "Заводной апельсин" и "С широко закрытыми глазами".