Фестиваль "Спасская башня" окрасил Собор Василия блаженного новыми красками
1 сентября 2011 года

Четвертый Военно-музыкальный фестиваль "Спасская башня", открывшийся на Красной площади в среду вечером под бой курантов, светопредставление и фейерверки, представил москвичам оркестры 14 стран, музыканты которых продемонстрировали свои традиции и изобретательность на Красной площади, передает корреспондент .

Старт фестивалю дал бой кремлевских курантов, после чего в центре Красной площади появился символ нынешнего форума - Щелкунчик, образ которого подарил форуму знаменитый скульптор Михаил Шемякин. Под игру сказочного персонажа на трубе из ворот Спасской башни показался Кавалерийский почетный эскорт Президентского полка под Преображенский марш в исполнении Российского рогового оркестра.

"Торжественные звуки фанфар возвестили об открытии фестиваля. В этот вечер Кремль напоминает чудесный дворец, как в прекрасной сказке о Щелкунчике", - объявил ведущий об открытии фестиваля под залпы пушек со Спасской башни.

ГОРДОСТЬ РОССИИ

После официального открытия на центр площади промаршировал Президентский оркестр и Рота почетного караула Президентского полка, чеканный шаг и оточенные движения которого с первых минут привели зрителей в восторг. Их выступление закончилось оглушительным залпом из ружей и не менее громкими аплодисментами публики, заполнившей трибуны площади под завязку.

Бурными рукоплесканиями был также встречен еще один отечественный коллектив - Оркестр суворовцев Московского военно-музыкального училища. Ребята уже знакомы публике фестиваля как постоянные участники, однако продолжают удивлять своих поклонников все новыми и новыми представлениями. На этот раз под музыку "Эй, ухнем" музыканты сначала изображали бурлаков на волге, потом устроили "волну" под "Время, вперед" Свиридова, известную всем по заставке к новостной программе "Время", а под конец выступления исполнили акробатические трюки под зажигательную песню Feel Good.

Российский Центральный концертный образцовый оркестр ВМФ им. Римского-Корсакова привлек в качестве подмоги байкеров из "Ночных волков", которые явно получили удовольствие от рассекания на мотоциклах по брусчатке святая святых столицы в прикрепленными за спинами водителей флагами - от российского до эмблем оркестра и самого мотоклуба.

Не уступили в оригинальности российским коллегам и музыканты Национального Президентского оркестра Украины во главе со своим основателем Анатолием Молотаем. Стильные украинские парни оказались способны не только прекрасно исполнить джазовые стандарты, но и умудрились пританцовывать в такт этой заводной музыке вместе с громоздкими инструментами в руках.

БОГИ, СОМБРЕРО И ТАЙНЫЕ ШИФРЫ

Новыми любимцами московской публики стали мексиканские музыканты из Марширующего оркестра "Ягуарес де ла Тамайо" и артисты фольклорного танцевального ансамбля "Тенохтитлан". Артисты вышли в сомбреро и пончо цвета слоновой кости под предводительством прекрасной особы в традиционном национальном платье с широченной юбкой и флагом Мексики в руках. Гости столицы представили шоу, от которого разбегались глаза - в одном углу Красной площади над головами мужественных мачо развивались лассо, в другом фольклорные песни исполнял голосистый певец, в третьем юбками крутили танцовщицы, да так, что взору представали все прелести женского тела.

Также неповторимое представление подарили публике китайские артисты Культурной труппы "Ши-Хо" из Сианя. Коллектив, название которого соединяет в себе имена Богов земли (Ши) и огня (Хо), представил шоу на основе обряда с тысячелетний историей, когда жители Китая взывали к своим богам за помощью и процветанием. Артисты на ходулях изображали конницу терракотовой армии, а остальные участники шоу под завораживающий ритм походных барабанов Хан-чэн представили акробатические трюки в соединении с элементами боевых искусств и древних ритуалов. Покидали площадь участники "Ши-Хо" под музыку русской песни "Подмосковные вечера", исполненную на традиционных инструментах, чем окончательно очаровали и так впечатленных зрителей.

Флагоносцы из итальянского города Кори продемонстрировали искусство обращения с флагами, каждое движение в котором оказалось знаком тайного военного шифра. После того, как ведущий объявил, что приезд артистов на фестиваль поддержали сами жители Кори, кто-то из зрителей громко крикнул "Спасибо", после чего раздался очередной шквал аплодисментов.

Оркестр Военно-воздушных сил Греции сплясал в сердце столицы сиртаки, да так, что ходуном ходили все трибуны, поскольку далеко не все зрители смогли усидеть на местах под такую зажигательную музыку. Оркестр вооруженных сил Иордании исполнил джазовые мелодии и популярную мелодию из фильма "Последний из Могикан". Стрелки из Духового оркестра итальянских пехотинцев продемонстрировали свою великолепную физическую подготовку, умудряясь играть на духовых инструментах, бегая кругами по периметру Красной площади и даже не сбиваясь с нот.

Очаровали публику и танцоры Оркестра министерства обороны Пакистана, которые выбежали вслед за музыкантами с маленькими российскими триколорами в руках.

Всего на фестивале выступило 20 коллективов из 14 стран, в том числе Оркестр Королевского артиллерийского полка Великобритании, наибольшее внимание в котором привлекали к себе волынщики в традиционных килтах, оркестр иностранного легиона Франции, участники которого передвигаются со скоростью ровно 88 шагов в минуту, потому что, по словам ведущих, "им некуда торопиться", Королевский оркестр Бельгийских проводников в элегантной серой форме с лиловыми лампасами, Оркестр испанской Королевской гвардии, ведущим инструментом которого стал ксилофон, а также представители Норвегии и Швейцарии.

ГОРДОСТЬ ВОЕННЫХ ФЕСТИВАЛЕЙ

Последних организаторы поставили в конец программы, судя по всему для того, чтобы окончательно выбить землю из под ног у зрителей, которых и так переполняли эмоции. Однако с выветренностью и четкостью каждого движения участников Церемониального взвода и Королевского оркестра Гвардии и Секретного корпуса барабанщиков Швейцарии сложно что-либо сравнить.

Мастерство и профессионализм норвежских гвардейцев считается одним из лучших в формате международных военно-музыкальных фестивалей. При этом в отличие от большинства других коллективов этот составлен исключительно из солдат и сержантов срочной службы. Солдат обучают строевому шагу, приемам перестроения и другим деталям церемониалов целая группа специально подготовленных офицеров, и слаженность движений норвежцев на Красной площади - яркий показатель действенности этой системы. А то, с какой легкостью норвежцы под занавес своего выступления спели "Калинку-малинку" и "Прощание славянки" на русском языке, вовсе вызвало настоящую овацию.

Еще одни желанные гости военно-музыкальных фестивалей - барабанщики из Базеля. Их барабанная дробь происходит от военной дроби швейцарских солдат Средневековья, однако музыка коллектива звучит более современно и мелодично по сравнению с традиционными маршами. Музыканты устраивали "дуэли барабанщиков", размахивали флагами и даже жонглировали палочками - правда, несколько палочек пролетело мимо цели, но у артистов нашлись запасные. Однако этот недочет забылся, как только на площади выключился свет, а палочки в руках барабанщиков загорелись и начали выписывать неповторимые в темноте узоры.

ТРАДИЦИИ И ОТКРЫТИЯ

Казалось бы, такое впечатляющее зрелище уже ничем невозможно перебить, но и тут организаторы фестиваля удивили собравшихся, среди которых, в том числе были вдова первого президента России Наина Ельцина и мэр Москвы Сергей Собянин.

В финале торжественного открытия "Спасской башни" к зрителям вышел Сводный оркестр фестиваля, состоящий из всех участвовавших ранее в программе выступления музыкантов. Выстроившись вдоль импровизированной сцены, музыканты замерли в ожидании почетной гостьи форума - французской звезды Мирей Матье, которая уже неоднократно выступала на фестивале и стала, по выражению ведущего, "верным другом России и "Спасской башни".

А-капелла Матье исполнила на русском языке песню "Не уезжай ты мой голубчик" и в сопровождении оркестра композицию из репертуара Эдит Пиаф Padam Padam и свою собственную Pardonne-moi ce caprice d'enfant.

Затем оркестр сыграл традиционные для финала представления фестиваля "Оду к радости" Бетховена, Торжественную увертюрау1812 года Чайковского и "Прощание славянки", во время которой со Спасской башни грянули пушечные выстрелы, а Собор Василия Блаженного превратился в невиданный расписной терем благодаря цветному освещению, искусно направленному на строение. Собор переливался всеми цветами радуги, как бриллиант, заставив зрителей забыть о том, что происходит на самой площади, и потянуться к телефонам.

Вспышки от фотоаппаратов затмил лишь грандиозный финальный салют, на несколько минут освещавший зрителей и сотни музыкантов, собравшихся на Красной площади в честь открытия четвертого фестиваля "Спасская башня" в столице.

Когда последний, самый яркий залп фейерверка погас, зрители потихоньку потянулись к выходам с трибун, однако на этом сюрпризы не закончились. Спустившись на Красную площадь, гости фестиваля обнаружили локальные собрания музыкантов оркестров, исполнявших различную музыку и с удовольствием фотографировавшихся со всеми желающими, а также наездников, тренирующихся на специально огороженной территории площади перед ежедневными показательными выступлениями Кремлевской школы верховой езды и Кавалерийского эскорта Президентского полка, проходящих днем в рамках фестиваля.

Для тех, кто не смог купить билеты на фестиваль, по сложившейся традиции более 700 участников "Спасской башни" дадут благотворительный концерт в последний день фестиваля 4 сентября в усадьбе-заповеднике "Коломенское". Также планируются интернет- и телевизионные трансляции.

За пять дней фестиваля, по расчетам организаторов, около 42 тысяч зрителей увидит ежевечерние выступления, которые будут отличаться от открытия только отсутствием Мирей Матье.

В нынешнем году фестиваль проводится при поддержке госкорпорации "Ростехнологии", генеральное финансирование осуществляет ОАО "Рособоронэкспорт".