Норштейн как ледокол пробивает дорогу другим аниматорам - Шварцман
15 сентября 2011 года
Российский художник-аниматор Юрий Норштейн, который в четверг отмечает 70-летие, для мировой анимации, как Эйзенштейн для кино - автор шедевров, человек-ледокол и первый среди первых, считает его учитель и друг, аниматор Леонид Шварцман.
Сам Юрий Норштейн, автор шедевров мультипликации "Ежик в тумане", "Цапля и журавль", "Сказка сказок", ранее говорил , что говорить о своем день рождении не любит, особенно из-за суеты в предшествующие празднику дни. Но все же поделился, что отмечать свой юбилей будет в кафе в окружении близких и друзей.
В свою очередь, Леонид Шварцман рассказал, что Норштейн для него особенный человек. Они познакомились еще в 1959 году, когда он преподавал только поступившему на курсы мультипликаторов 19-летнему Юрию Борисовичу академический рисунок.
"Это был еще совсем молодой человек - живой, темпераментный, и очень любил играть в футбол. Уже тогда он поразил меня своей эрудицией. Отношения у нас были хорошие, но по-настоящему мы сблизились, когда он пришел работать в кукольное отделение на Арбате. Юра так не по годам зрело рассуждал и рассказывал, что не только я, но и окружающие буквально заслушивались", - вспоминает аниматор.
ЕЖИК В ТУМАНЕ
По словам, Шварцмана, никто не сомневается, что в мире первое место в мультипликации занимает Норштейн. "Как "Броненосец Потемкин" был лучшим фильмом всех времен и народов, так и его фильмы "Ежик в тумане" и "Сказка сказок" заняли в этом рейтинге первое место", - уверен аниматор. Он напомнил, что Норштейн для съемок "Ежика в тумане" изобрел специальный станок. Вместе с оператором Жуковским, снимая метания ежика в лесу, они придумали многоярусный станок, где было несколько стекол, одно под другим. На верхнем был туман, на втором - передний план с деревьями, на третьем - уже река и там ежик. По словам Шварцмана, этим станком сих пор все кукольники пользуются им в сложнейших съемках.
Рассказывая, как работает Норштейн, Шварцман отметил его скорость и быстроту восприятия. "Когда мы с ним бывали на каких-то выставках, он быстро все проходил. Я говорил: "Юра, ты чего", а он отвечал, что уже все видел. И до сих пор это качество удивительно быстрого и точного восприятия осталось. Хоть он, конечно, и сейчас человек не старый, но, тем не менее, мудрость у него поразительная. Она удивляет всех, кто с ним работает, и кто его окружает", - поделился аниматор.
"Он видит так, как никто из нас не видит - абсолютно все. У него высочайшая требовательность к работе, прежде всего своей, но и всех окружающих. Он лидер, режиссер, он как ледокол, который пробивает дорогу другим кораблям, следующих за ним. И вообще высочайший уровень его картин требует огромного напряжения. И все считают великим счастьем работать рядом с ним и вместе с ним", - сказал Шварцман.
ЦЕЛАЯ ЭПОХА
По его словам, за плечами Норштейна целая эпоха, но он практически не изменился. "Как человек и как художник он не поменялся. С той же энергией, с тем же чувством огромной ответственности за все", - добавил Леонид Шварцман.
Норштейну повезло и с друзьями, впрочем, на взгляд Шварцмана по-другому и быть не могло. "Добрый и прекрасный друг. В общении, в жизни он удивительно теплый, отзывчивый. Он берет на себя самые сложнейшие вопросы и решения, которые требуют житейского знания и ориентации в культуре. Я счастлив, что общаюсь с ним. Мне это делать становится все сложнее, а раньше я довольно часто бывал у него на киностудии и с величайшим интересом я слушал его рассуждения", - заметил Шварцман, которому в этом году исполнился 91 год.
К сожалению, в этом году Шварцман не сможет встретиться на день рождения Норштейна, но до сих пор вспоминает его 60-летие. В просторном павильоне, в студии Норштейна, собрались не только известные деятели анимации, но и музыканты и художники.
Напоследок Щварцман пожелал Норштейну, чтобы вокруг оставались близкие люди, ценящие его и его вклад в культуру, и, конечно, крепкого здоровья.