Выставка нарядов упразднившего корсеты Пуаре открывается в Московском Кремле
6 сентября 2011 года
Выставка, посвященная революционеру дамской моды начала ХХ века и любимцу актрис и аристократок Полю Пуаре, введшему в оборот наряды без корсета и именные духи, открывается в Музеях Московского Кремля в среду.
Полное название экспозиции звучит как "Поль Пуаре - король моды". Собственно, выставкой с таким же названием нью-йоркский Метрополитен-музей в 2007 году праздновал приобретение части коллекции Денизы Пуаре - супруги и музы модельера. Экспозиция, основу которой составили новообретенные наряды, пользовалась бешеной популярностью и стала в том году самой успешной в своей категории. С незначительными изменениями ее решено было повторить в Москве, где выставки, посвященные моде, пока что в диковину и хотя бы поэтому обречены на популярность.
Однако российским организаторам выставки пришлось срочно менять ее концепцию - американский музей отказался выдать свои экспонаты. Тревожные нотки зазвучали еще в марте, когда директор Музеев Кремля Елена Гагарина высказала опасение, что подготовка выставки может осложниться из-за так называемого "дела библиотеки Шнеерсона". Тогда американский суд постановил, что часть библиотеки Шнеерсона должна быть передана Россией организации "Агудас Хасидей Хабад", МИД РФ счел решение суда неправомерным, а Минкультуры рекомендовало российским музеям не выдавать свои экспонаты на выставки в США из-за опасения их ареста по обеспечительным мерам по иску. Американские музейщики также побоялись отправлять произведения искусства в Россию, пока вопрос не урегулирован. В результате от первоначального замысла выставки Музеям Московского Кремля достались ее декорации и фотографии в каталоге, а предметная часть была усилена экспонатами из лондонского Музея Виктории и Альберта, Музея парфюмерии в Грасе и Эрмитажа. Музей Гальера, который изначально должен был участвовать в выставке, значительно расширил список своих вещей.
Пуаре сделал много новаторских вещей - освободил женщин от корсетов, нарядил их туники и платья-кимоно. По этому поводу шутили, что столь свободные силуэты придумались модельером оттого, что его супруга постоянно ходила беременная - всего у них родилось пять детей. В честь старшей дочери Розины он даже назвал парфюмерно-косметическую компанию; кстати, Пуаре стал первым, кто создал именной парфюм - на выставке можно увидеть флакончики с духами, имеющими, как и наряды, игривые названия вроде "Откуда вы?", и их оригинальную рекламу - например, на веерах.
Акцент на выставке сделан на визите Пуаре в Россию - ровно 100 лет назад он демонстрировал в Москве и Санкт-Петербурге авангардные по тем временам туалеты, которые тут же принялись копировать великосветские портнихи. В экспозиции можно увидеть пример такого платья покроя кимоно из собрания Эрмитажа.
Особые связи были у Пуаре не только с аристократками, но и с актрисами - ведь в мир моды он пришел именно из театра. Поэтому в экспозиции представлены и его костюмы для сцены, и вещи, которые модельер создавал для повседневной жизни артисток. К первым относится бирюзовое платье, в котором Марта Давелли исполняла партию Гризеллы в одноименной опере Массне, ко вторым - туфли в стразах, в которых выходила в свет певица Мистенгет.
Отдельной темой на выставке стало сотрудничество модельера с известнейшими художниками той эпохи - Раулем Дюфи, Эрте, Полем Эрибом и Жоржем Лепапом, которые отрисовывали в свойственной им манере модели Пуаре.
В общей сложности на выставке можно увидеть порядка 150 экспонатов - платья, архивные фотографии, иллюстрации к журналам мод, аксессуары, однако организаторы выставки не могут скрыть сожаления по поводу отсутствия предметов из Метрополитен-музея.
"Жаль, когда листаешь страницы каталога и понимаешь, что этих вещей нет на выставке, но ситуация такова, и мы все старались вести себя очень профессионально и не поддаваться эмоциям", - сказала заместитель директора Музеев Кремля по выставочной деятельности Зельфира Трегулова. Она добавила, что на давних профессиональных связях двух музеев это не отразилось - обмен специалистами продолжится и впредь, ведь "обе стороны отнеслись к форс-мажорным обстоятельствам с полным пониманием".
"Никто не хотел, чтобы эта независящая от нас ситуация испортила наши отношения и сотрудничество", - заключила собеседница агентства.
Таким образом, экспонатов из одного и того же американского музея - Метрополитена, не увидели уже два российских музея: это также и ГМИИ имени Пушкина, где прошла выставка "Кристиан Диор", под вопросом остается участие американских музеев и в его юбилейном проекте.