Найман сыграл сайндтрек к "Шестой части мира" в полупустом зале Барвихи
1 октября 2011 года
Английский композитор Майкл Найман ввел в транс тех немногих зрителей, которые пришли в пятницу вечером в "Барвиха Luxury Village" на российскую премьеру его нового проекта "Шестая часть мира", объединяющего музыку британца и одноименный черно-белый фильм легендарного советского режиссера Дзиги Вертова, передает корреспондент .
Задержавшийся больше чем на полчаса концерт так и не собрал совсем небольшой зал Барвихи - даже с учетом многочисленных опоздавших зрителей пустых кресел оказалось чуть ли не половина. Не прельстили публику и именитые российские артисты, заявленные в качестве специальных гостей, - Дмитрий Маликов и Петр Налич.
Первым на сцену вышел Маликов, который поприветствовал публику и признался, что сам хотел бы быть автором музыки к фильму "Пианино", написанной Найманом, однако, раз уж это невозможно, то рад хотя бы выступить на одной сцене с композитором. После этих слов российский музыкант сыграл одну из самых знаменитых мелодий из этой оскароносной картины - The Heart Asks Pleasure First.
Затем на сцене появился Налич, правда, не со своим "Музыкальным коллективом", а в сопровождении камерного оркестра и певицы Анны Чайковской - они исполнили дуэт Дидоны и Энея из оперы Наймана "Dido. Пролог".
После выступлений звездного "разогрева" на сцену поднялся сам Найман. Благо, пустые места он лицезрел недолго, поскольку сразу же направился к роялю и сел спиной к залу. Композитор не только сам исполнял свои произведения на рояле, но и умудрялся одновременно дирижировать камерным оркестром, расположившимся вместе с ним на сцене.
Сначала Найман сыграл несколько знаменитых композиций - The Mistress, Against Сonstancy, A Satire Against Reason, Chasing Sheep Is Best Left To Sheepherds и An Eye For Optical Theory. А второе отделение концерта композитор посвятил своей новой работе, российская премьера которой приурочена к двойному юбилею - 85-летию фильма "Шестая часть мира" и 115-летию со дня рождения одного из основателей и выдающегося теоретика документального кинематографа Дзиги Вертова.
На экране позади музыкантов сменяли друг друга черно-белые кадры немого фильма "Шестая часть мира", а оркестр во главе с Найманом играли роль таперов, исполняя сочинение, написанное композитором как саундтрек к пропагандистской картине 1926 года.
Тревожная и где-то даже агрессивная, но завораживающая музыка, над которой Найман работал около полугода, сопровождала необыкновенный видеоряд о "хозяевах шестой части мира - советской земли" и их достижениях, снятый Вертовым для демонстрации всему миру экспортных возможностей Советского Союза.
Фильм с новоприобретенным саундтреком ввел зрителей в состояние, очень близкое к трансу, и только наступившая спустя более чем час с начала картины тишина вернула публику к реальности.
Стряхнув оцепенение, зрители разразились оглушительными аплодисментами, которые заставили забыть о неполном зале - так рукоплещут не на всяком аншлаговом концерте. Крики "Браво" продолжались даже после того, как маэстро и музыканты покинули сцену. А вышедшие из "Барвиха Luxury Village" под моросящий дождь зрители еще долго не могли придти в себя, обсуждая увиденное, а, главное, услышанное в этот вечер.
Майкл Найман - автор целого ряда оркестровых музыкальных произведений в стиле минимализма. Будучи также пианистом и музыкальным теоретиком, он прославился прежде всего благодаря своим киноработам, в частности музыке к фильмам известного британского режиссера Питера Гринуэя. Его звуковая дорожка к оскароносному фильму "Пианино" причислена к 100 лучшим саундтрекам в истории мирового кино. В качестве композитора и пианиста Найман гастролирует по разным странам мира со своим ансамблем Michael Nyman Band. Ранее они уже не раз выступали на престижных площадках в России.