Деятели культуры предложили книги для обязательного чтения, но попосили их не навязывать
23 января 2012 года

Деятели культуры считают, что в список 100 книг для обязательного чтения школьников, который предложил сформировать кандидат в президенты России Владимир Путин, помимо самых известных произведений русской и зарубежной классики, Библии и античных мифов, должны входить и произведения современных авторов - Захара Прилепина, Дмитрия Быкова, Алексея Иванова, Александра Житинского и других, а формировать этот список должны не госчиновники, а специальный совет по культуре.

Лауреат "Супернацбеста" Захар Прилепин отметил, что ему интереснее было бы отметить ту литературу, которую не нужно рекомендовать школьникам. "При всем моем уважении к Солженицыну, я считаю, что "Архипелаг ГУЛАГ" нужно выключить из списка школьной программы и списка рекомендованной литературы, как и любую другую литературу, однозначно негативно освещающую мифологию страны, и однозначно трактующую историю 20 века, равно как и любого другого века. С подобной литературой нужно обращаться как можно аккуратнее. Не должны быть в списке и книги, положительно освещающие деятельность партии и правительства нашего времени. Но таких, слава богу, еще и не написали". Прилепин предложил обязательно включить в список сборник повестей Валентина Распутина, трилогию Дмитрия Быкова - "Орфография", "Оправдание" и "Остромов, или ученик чародея", книгу Сергея Щаргунова "Ура!" "с зарядом подростковой, юной пассионарности", Хемингуэя, Томаса Манна, Экзюпери.

Президент фонда Александра Солженицына, вдова писателя Наталья Солженицына считает, что общий список рекомендованной литературы обеспечивает школьная программа, а что-то сверх этого должна давать семья. Она отметила, что в семье Солженицыных есть такой список, составленный еще Александром Исаевичем: "Но я не буду им делится, чтобы не хвастаться. Ведь мои внуки очень рано начали читать, а у некоторых дети только в школе этому учатся. Знаете, в одной семье книг вообще не держат, в другой - покупают букинистические, и как можно таким разным детям давать один и тот же список? Это же абсурд".

Пермский писатель и сценарист Алексей Иванов уверен, что такой список должны составлять педагоги, "которые как профессионалы, лучше знают, что нужно для детей". От себя лично он порекомендовал бы им внести туда книги Владислава Крапивина, Дениса Драгунского, "Над пропастью во ржи" Сэлинджера, приключенческие романы Дюма, фантастическую книгу Орхана Памука "Меня зовут красный".

Писатель, лауреат премии "Большая книга" (2009) Леонид Юзефович хотел бы включить в этот список некоторые вещи его любимых писателей, которые, на его взгляд, незаслуженно остаются в тени читательского внимания. "Это некоторые вещи Николая Лескова - "Очарованный странник", "Запечатленный ангел", "Тупейный художник", роман Джозефа Конрада "Сердце тьмы", книгу рассказов Сомерсета Моэма "Эшенден, или Британский агент" - это странный взгляд очень умного человека на Россию 1917 года".

Владимир Сорокин признался, что ему "даже не интересно комментировать эту идею со списком".

Дмитрий Быков отметил, что сам с удовольствием составил бы список рекомендованной литературы, куда непременно включил бы "Мертвые души" Гоголя, "Войну и мир" Толстого, "Петербург" Андрея Белого, "Медного всадника" и "Маленькие трагедии", "Бориса Годунова" Пушкина. "Обязательно включил бы туда Эмиля Золя. Его нужно читать - особенно нам, особенно сейчас, потому что картина жизни второй империи чрезвычайно похожа на постсоветскую Россию. Из современных авторов я бы туда включил роман Алексея Иванова "Географ глобус пропил", "Черную обезьяну" Прилепина и в обязательном порядке - романы моего любимого питерского писателя Александра Житинского. Во всяком случае, его роман "Плывун" говорит о прошлом и будущем России больше, чем вся текущая литература.

Глава студии "Мосфильм" Карен Шахназаров убежден, что "в первую очередь любой подросток в нашей стране должен читать русскую классику. Не только Толстого-Достоевского-Чехова, но и "авторов второго эшелона, которых сегодня совсем не знают": "У Лескова есть замечательные вещи, у Константина Станюковича. Я бы сделал упор на отечественную литературы, а к ней - определенный набор необходимых зарубежных авторов", - заключил режиссер.

Павел Лунгин считает, что в списке должны быть "древнегреческие мифы, без которых не может быть культурного человека". Кроме того, уверен режиссер, там непременно следует отвести место поэзии, потому что "если человек не начал читать стихи в юности, то он никогда не будет их читать - у него закрывается этот орган, и он почти что и не человек".

Режиссер Сергей Соловьев напомнил, что сама идея списка не нова - еще Лев Николаевич Толстой составлял "Круг чтения". "Он указывал книги, которые надо прочитать каждому человеку, как и каждому русскому, который живет в России. Вообще, идея хорошая, человеческая. Но важно, каким будет список, что там будет указано. Это большая серьезная работа, дело интеллигенции, и это не должно быть частной инициативой, прочитать, скажем, "Капитал" Карла Маркса или поэму Пастернака "Лейтенант Шмидт". Критерии по подбору книг должны быть такие, чтобы формировалась в результате интеллигентная, свободная, умная личность. В России это осуществить не так уж сложно, мы живем в стране, великой своей литературой", - отметил он.

Мультипликатор Гарри Бардин озаботился тем, чтобы в списке не забывали Гайдара и Диккенса: "Хотя они отстоят от нынешнего времени далеко, но они для меня гораздо важнее, чем "Гарри Поттер"". При этом он убежден, что "не правительство, не президент и даже не кандидат в президенты не могут определять обязательные книги": "Это очень личное и семейное дело. Иначе может получиться, что все опять будут читать Чернышевского или "Как закалялась сталь" Островского". Экзюпери надо читать и Льва Кассиля. Надо быть человеком мира, входить в культурную общечеловеческую среду. Но все это, конечно, очень индивидуально".

Художник, лауреат последней "Премии Кандинского" Юрий Альберт считает, что сотавление списка рекомендованной литературы - это "инициатива довольно демагогическая и не самая актуальная на данный момент". По его мнению, книги должен каждый выбирать себе сам, и если от государства будет список самых лучших книг, которые мне нравятся, это все равно будет безобразие. "Я сильно сомневаюсь, что в американских университетах употреблялось слово "западный культурный канон", потому что, насколько я знаю, они себя Западом не осознают, это мы знаем, что они - Запад. Во-вторых, это было бы общественное движение, а не государственное", - пояснил Альберт.

Музыкант Андрей Макаревич признался, что идея списка удивительным образом совпадает с принципом его школьного учителя литературы, который считал, что любой человек среднего интеллектуального развития должен знать наизусть сто стихов: "При этом он не уточнял каких - начиная от "В лесу родилась елочка..." и заканчивая Маяковским или Бродским. Важно было то, что человек знает эти сто стихов, а это значит, что у него уже достаточно развитая голова и есть какое-то эстетическое сознание. И если человек прочитает сто книг, то не все же там будет помойка - что-то да окажется важным". По его мнению, есть книги, без которых этот список просто не обойдется - от священного писания до произведений Толстого, Чехова, Булгакова и Гоголя. "А все остальное - читайте кому что нравится: кому нравится Пелевин, кому Хемингуэй", - говорит Макаревич.

Его друг и коллега по "Машине времени" Александр Кутиков сразу предупредил, что не убдет оригинальным и предложил включить в список книг для молодежи Гоголя, Куприна, Чехова, Шолохова, тем более, что музыкант в юности сам их с удовольствием читал.

Певец Иосиф Кобзон считает, что Владимир Путин сам должен предложить список, из которого уже можно будет выбирать и составлять сотню произведений, обязательных к прочтению. "А так это не разговор, можно предлагать все что угодно. Думаю, что я должен посоветоваться со своими внуками, которые еще учатся", - сказал он.

Композитор Григорий Гладков включил бы в список Библию, книгу Станиславского "Моя жизнь в искусстве" - "это хороший учебник даже необязательно для тех, кто хочет стать актерами или режиссерами", Чехова, Льва Толстого, "Москву и москвичей" Гиляровского, и обязательно - поэзию. "Без поэзии жить невозможно - к ней нужно приучать с самого начала. Из современных поэтов Александр Кушнер, из поэтов прошлого, несомненно, Пушкин - он учит всему, что только можно представить, ну и поэзия Серебряного века, конечно", - уточнил Гладков.

Праправнук Льва Толстого, директор музея-усадьбы "Ясная Поляна" Владимир Толстой посоветовал не забыть про "Маленького принца" Антуана де Сента-Экзюпери, "Анну Каренину" своего великого предка, "Что-то случилось" Джозефа Хеллера.

По мнению актера и режиссера Александра Калягина, первыми номерами в списке должны стоять "Мертвые души" Гоголя, "как энциклопедия русской жизни", произведения Чехова и Пушкина - "в них, как в Библии, вся мудрость нашей жизни".

Руководитель МХТ им. Чехова Олег Табаков в первую десятку включил бы сборники стихов Пушкина, прозу и драматические произведения Гоголя, книги Толстого, Булгакова, Пастернака, "Тихий Дон" Шолохова, Астафьева, Солженицына, Вознесенского, а также нынешних современных авторов - Улицкую, Шишкина, Прилепина. "Сегодня уровень чтения ниже низкого. Студенты, которые приходят поступать в школу-студию МХАТ, не знают самых основных значительных писателей. Я в своей актерской школе, которую недавно открыл, даю после занятий время до 11 вечера специально для чтения. А потом прошу рассказать, что читали и что поняли. Это очень важно", - рассказал Табаков.

Народный артист СССР Юрий Соломин убежден, что :нечего мудрить - надо, прежде всего, прочитать русскую классику: Пушкин, Толстой, Тургенев, Гончаров, Гоголь, Чехов". "Это основа основ, как нотная грамота для музыканта. И, кстати говоря, это все было в нашей "старой" школьной программе, к которой полезно было бы вернуться", - считает Соломин.

Артист и режиссер Евгений Миронов лучшей книгой, которую должен прочитать каждый человек, назвал "Бесы" Достоевского, "потому что в этом романе все сказано о нашей стране, о проблемах России, о людях, о дурном и хорошем в них". По его мнению, чтобы дать серьезные рекомендации на этот счет, нужно собрать Совет по культуре и серьезно поговорить на эту тему.