"Аквариум" представил абсурдистскую постановку про "термозубы" в Москве
7 апреля 2012 года
Группа "Аквариум" отыграла в Москве юбилейный концерт в рамках большого тура, посвященного 40-летию коллектива. В программу концерта вошли новые песни в непривычных аранжировках и авангардное представление "Термозубы - публичный беспорядок в 4-х актах", передает корреспондент .
Концерт начался с небывалым опозданием - через час после заявленного времени. Вины группы в том не было. Даже в 20.20 на входе в "Крокус Сити Холл" была огромная очередь - несколько металлоискателей явно не справлялись с плотным потоком поклонников рок-группы.
"Любимые, добрый вечер. Сегодня происходит великое событие. Я вам расскажу о нем чуть позже... А пока немного легкой музыки," - приветствовал Борис Гребенщиков восторженную публику, после чего прожекторы высветили духовую секцию, заигравшую мрачную музыку. Сам БГ при этом явно пребывал в приподнятом настроении.
Песней-памфлетом "Назад в Архангельск" группа открыла юбилейный концерт в Москве. За ней последовал реггей "Слова Растамана", к концу которого все места в партере и на балконе были заняты, а в фан-зоне оставались лишь крошечные незанятые пятачки пространства. Но народ продолжал прибывать. Далее последовал "Скорбец" с пронзительным соло на скрипке Андрея Суротдинова.
"И создается ощущение, что после этой песни петь уже нечего, потому что уже все. Конец. Ан-нет. Это и было начало", - сказал БГ после лирического отступления в виде песни "8200".
И группа сыграла еще две композиции из "Архангельска" - прошлогоднего альбома "Аквариума". Соло Олега "Шара" Шавкунова на перкуссии в песне "Огонь Вавилона" зал поддержал аплодисментами. А вот "Небо цвета дождя", казалось, озадачило поклонников. Было ощущение, что Гребенщиков совсем по-другому, нежели в студийной версии, расставлял акценты в строчках, отчего песня звучала не надрывно, а очень спокойно и даже умиротворенно. Возможно, зал это почувствовал, и словно боясь помешать магии, творившейся прямо на сцене, даже аплодировал осторожно.
Снова Гребенщиков остановил время "Аделаидой". На этот раз она звучала очень тревожно, но возможно, драматическую атмосферу создало освещение на сцене - прожекторы за группой горели ярко-красным, а тени музыкантов были фиолетовыми.
"Спасибо", - сказал БГ шепотом.
Далее последовали "Я - змея", "Лошадь белая" с одноименного альбома и "Анютины глазки" с той же пластинки. Сказочную атмосферу благостности и чистоты в последней песне создали волшебные звуки флейты ирландца Брайана Финнегана. И снова Гребенщиков поблагодарил зал. После короткого инструментала "Аквариум" спел "Неизъяснимо", неожиданно положив последний куплет песни на музыку реггей.
"Теперь перейдем к самому главному ради чего мы здесь собрались," - неожиданно сказал Гребенщиков. Истории о "главном" началась с краткого пересказа биографии Жака де Моле, сожженного по приказу папы Климента V. Правда, Гребенщиков оговорился, что не будет рассказывать всю историю: "Все это появится в интернете на неизвестном сайте, на китайском, скорее всего, языке, и тибетском тоже. Может быть, на каких-то еще языках. Но те, кто хотят, узнают эту историю. Она является, поворотной в истории человечества". После чего Гребенщиков представил абсурдистскую постановку про "термозубы": "Сегодня именно тот день, когда земная цивилизация поворачивается в новую сторону! Итак, "Термозубы" - публичный беспорядок в 4-х актах". Зазвучала волынка и участники группы выстроились друг напротив друга в две шеренги по четыре человека, потом плавно опустились на пол, молча встали и разошлись каждый к своему инструменту. К микрофону вышел барабанщик Лиам Брэдхэм и запел. Гребенщиков в это время то ходил по сцене, изображая самолет, то скакал "лягушкой", потом даже забрался на ящик для инструментов и сиганул с него. В конце постановки этого импровизированного театра абсурда Борис Гребенщиков подлетел к микрофону и во все легкие заорал в него.
Когда действо закончилось, БГ спокойно поздравил человечество с официальным началом весны, и "Аквариум" вернулся к традиционной для себя форме - музыкальной. Сыграли "Марш священных коров", "Капитан Беллерофонт" и "Тайный узбек" из прошлогоднего альбома, после чего последовал краткий экскурс в прошлый век: "Из сияющей пустоты", под звуки которой в фан-зоне появились вальсирующие пары, "Пока не начался джаз", традиционная в юбилейной программе композиция "Моей звезде". Песней "Чай", сыгранной под аккомпанемент губной гармошки, акустической гитары, аплодисментов фанатов БГ снова доказал, что "гармония мира не знает границ". Завершила официальную часть концерта песня "Сокол".
"Спасибо. Знаете, есть такие вещи, для которых слов нет. Вот это одна из них. Я вас люблю," - растрогался Борис Гребенщиков.
Музыканты ушли со сцены, но не прошло и пяти минут, как они вернулись к своим инструментам. На бис спели застольный хит "Стаканы", "Растаманы из глубинки", в которой стремление попасть на Ямайку для того, чтобы "работать над курением травы", было заменено на "стучаться в двери травы".
Из зала послышалась просьба: "Козлодоев! Ну, пожалуйста!" В ответ на заявку БГ посоветовал обратиться в дом престарелых.
Кроме того на бис были спеты традиционные "Дубровский" и "День радости", а также совершенно неожиданно "Аквариум" исполнил композицию "Отец яблок".
"Спасибо что пришли сегодня сюда. Вы - праздник. Любимые, вы прекрасны!!!" - снова поблагодарил зал Гребенщиков. После этого музыканты, уставшие от концерта продолжительностью в два часа сорок минут, но с выражением абсолютного счастья на лице, удалились со сцены.
Свой гастрольный тур группа начала с выступлений в Москве второго и третьего февраля в клубе Б2. На следующий день после концерта в "Крокус Сити Холле" коллектив продолжит юбилейный тур большим выступлением в Киеве. После небольшой паузы на время Страстной недели и Пасхи, музыканты отправятся в Прибалтику и на Дальний Восток.
Тур "Аквариум" проводит в усиленном составе: на сцену поднимается до 12 человек. Основной состав и четырех иностранных музыкантов, которые в последнее время играют с группой, было решено усилить также духовой секцией.
В рамках юбилейных мероприятий, посвященных 40-летию "Аквариума", планируется также подарочное переиздание всей дискографии группы. Всего будет издано 30 альбомов, из них 29 "естественных" пластинок и одна с треками, не вошедшими ни в один альбом.