Большой театр отмечает юбилей Маквалы Касрашвили грандиозным концертом
5 апреля 2012 года

Концерт в честь юбилея обладательницы одного из красивейших сопрано в мире, примадонны, а ныне и руководителя оперной труппы ГАБТ Маквалы Касрашвили с участием выдающихся певцов пройдет на основной сцене Большого театра в четверг, сообщили в пресс-службе театра.

На юбилейном вечере выступят Елена Образцова, Паато Бурчуладзе, Михаил Казаков, Олег Кулько, Елена Зеленская, Зураб Соткилава, Бадри Майсурадзе, Анна Аглатова, Динара Алиева, артисты молодежной оперной программы Большого театра. Оркестр, хор и мимический ансамбль ГАБТ. Сама виновница торжества исполнит несколько арий из опер и три дуэта с любимыми партнерами.

Касрашвили родилась в Грузии, где любят и умеют петь. С самого детства она мечтала стать певицей, обожала слушать классическую и народную музыку, арии из опер, благо в те времена такая музыка часто звучала по радио. А в 13 лет Маквала серьезно занялась пением, поступила в музыкальное училище своего родного города Кутаиси, по окончании которого проходила "вокальные университеты" в Тбилисской консерватории.

"Судьба с самого начала делала мне дорогие подарки. Первый - это мой учитель в консерватории, выдающаяся певица и педагог Вера Александровна Давыдова. На 5-ом курсе, на студенческий концерт опять же совершенно случайно, проездом попал тогдашний руководитель оперной труппы Большого театра Анатолий Аксенов, и после концерта сразу предложил мне попробовать свои силы в Большом. Это было не просто везение, а какое-то чудо, сказка, то, о чем и в самых смелых своих фантазиях, я не могла мечтать. И дальше все развивалось стремительно: через месяц из Москвы пришло приглашение на прослушивание, после которого буквально через час я уже была зачислена в стажерскую оперную группу Большого театра", - рассказала в интервью Касрашвили

Везение не покидало молодую певицу и в Большом, куда она пришла в 1966 году в пору его расцвета, когда на сцене выступали Вишневская, Архипова, Милашкина, начинала Образцова, пел Нестеренко, Атлантов, Мазурок. И у нее одна за другой пошли главные роли - Микаэла, Розина, Татьяна.

"В партиях Татьяны в "Евгении Онегине" и Наташи в "Войне и мире" я дебютировала с Мстиславом Ростроповичем, и почти сразу состоялась моя встреча с великим оперным режиссером Борисом Покровским, которая определила всю мою дальнейшую жизнь и певческую карьеру, - отметила Касрашвили. - Покровский - уникальный мастер, способный увидеть перспективу в артисте и раскрыть его таланты и возможности. Он не любил певцов, которые иллюстрировали музыку, учил нас находить особую интонацию образа, характера. Это помогало нам расти и совершенствоваться не только в вокальном мастерстве, но и в актерской игре, воспринимать это, как единое целое. Ведь даже в маленьком романсе за три минуты надо не только красиво пропеть, но и рассказать историю".

С Покровским Касрашвили создала практически все свои главные партии: Татьяну Ларину и Наташу Ростову, Дездемону и Тоску, которую пела 28 лет, Младу и Орлеанскую деву. И все эти роли, по словам певицы, самые любимые, потому что дорого достались.

Касрашвили сделала впечатляющую карьеру на Западе, она выступала на лучших оперных сценах мира: в Метрополитен-опера, в Ковент-Гарден, театре Арена ди Верона, Венской, Боварской, Мюнхенской, Норвежской, Пражской операх, и везде встречала восторженный прием. Например, газета "Файнэншл таймс" после выступления Касрашвили на сцене Ковент-Гарден в партии Донны Аннны писала: "Маквала Касрашвили была самой поразительной... О таком исполнении можно только мечтать".

С годами голос певицы, не поблек, не изменились его тембр и звучание. Секрет здесь не только в природном таланте, но и в хорошей школе и постоянном стремлении совершенствовать свое мастерство. Так считает сама певица, которая, по ее словам, всю свою жизнь продолжает учиться, не останавливается, находится в поиске, осваивает новые стили.

"Вся моя жизнь посвящена профессии, творчеству, - говорит Касрашвили. - Ради этого, может быть, я чем-то пожертвовала, но это главное, без чего я не мыслю своего существования. К тому, что даровано тебе свыше, надо относиться очень серьезно и ответственно, служить этому дару, развиваться, постигать новое, учиться у педагогов, у своих партнеров, узнавать секреты мастерства. И, конечно, беречь голос, который требует силы и энергии".

Это она старается объяснить молодым ученикам, которые пришли сегодня в Большой театр, и довольна, что за то время, что руководит оперной труппой, которая насчитывает сегодня 47 человек, уже есть десяток певцов первого класса.

Сама певица не строит планов своего участия в новых постановках, хотя ее исполнение роли Лариной в недавней громкой премьере оперы "Евгений Онегин" в постановке Дмитрия Чернякова, было признано и в России, и за рубежом, блистательным. Она вновь восхитила своим мастерством, прекрасным вокалом и продемонстрировала чудеса актерского перевоплощения. "Ларина в исполнении Маквалы Касрашвили - ключ к пониманию всего режиссерского замысла", - писала критика.

"Если Бог даст мне возможность оставаться в форме, я еще буду выходить на сцену в "Тоске", "Турандот" и "Онегине", - сказала певица. - Возможно, буду устраивать гала-концерты, подобно тому, что год назад состоялся в Линкольн-центре в Нью-Йорке с участием лучших молодых певцов Большого, где и сама я пела".

В свободное время Касрашвили любит ходить на выставки, читать мемуарную литературу. А самая большая страсть Маквалы Филимоновны - машины. У нее было много и разных автомобилей - американских, немецких, английских. Она - водитель с большим стажем, и признается, что любит, как, наверное, каждый автомобилист, быструю езду.