Выступление Чикагского симфонического оркестра вызвало овацию у московской публики
19 апреля 2012 года

Выступление Чикагского симфонического оркестра под управленим Риккардо Мути в московской Консерватории стало главным событием подходящего к концу музыкального сезона и, к тому же, еще раз подтвердило общее мнение, что после ремонта акустика консерватории как минимум не ухудшилась - большой звук этот зал принимал с блеском.

Приезд в Москву Чикагского симфонического оркестра пришелся на апрель, который в музыкальном отношении и без того получился изысканным. В начале месяца столицу посетил Лондонский филармонический оркестр, выступавший под управлением Владимира Юровского, а чуть раньше в консерватории выступила Чечилия Бартоли, колоратурное меццо-сопрано, одна из самых ярких певиц своего поколения, которую в столице ждали очень давно. Приезд чикагцев исторически, пожалуй, событие еще более долгожданное и уникальное - в Москве этот оркестр выступал лишь однажды, в ноябре 1990 года, под управлением сэра Георга Шолти, который руководил оркестром в течение 22 лет.

Гастроли американских оркестров - довольно редкое для России явление. Организация выступлений подобного уровня и состава коллективов - задача для искушенных и проверенных компаний. Известно, что начальная цена контракта на организацию гастролей чикагцев в составе 162 человек, распределенного в результате тендера, составила 11 миллионов рублей. Тщательность и скрупулезность, требуемая от организаторов, заметна в деталях - например, в условиях специально указано, какой вес должен поднимать лифт в отеле, в котором остановятся музыканты.

Российские гастроли чикагского оркестра значились в планах прежнего американского посла в России Джона Байерли, но встречать в Москве соотечественников выпало нынешнему послу Майклу Макфолу, который в этот вечер тоже появился на сцене и передал публике и музыкантам приветствие от мэра Чикаго Рама Эмануэля, попутно напомнив, что Чикаго - родной город Барака Обамы. Больше актуальных политических намеков из уст господина посла не прозвучало, зато открывавший вечер Святослав Бэлза напомнил публике и о перезагрузке российско-американских отношений, и о том, что у маэстро Риккардо Мути есть российский орден Дружбы, "который он заслужил". Градус официоза попытался снизить вышедший на сцену спецпредставитель президента по международному культурному сотрудничеству Михаил Швыдкой, когда на английском обратился к оркестрантам, пообещав не затягивать торжественную речь. Обещание сдержал.

Программа выступления заключала в себе американский подход к классике и вызов одновременно, по крайней мере, для российской публики, которая привыкла, если ни к моно-программам, то к некой репертуарной цельности в рамках одного вечера. Плавильный котел американской культуры, несомненно, повлиял и на принципы существования американских оркестров, для которых современная и эстрадная музыка абсолютно полноправны и естественны, как классики и модернисты. В первом отделении прозвучала "Космическая одиссея" давно обосновавшегося в Англии выпускника Московской консерватории Дмитрия Смирнова и музыка знаменитого итальянского композитора Нино Рота к фильму Висконти "Леопард".

Во втором отделении эстрадный блеск оттеняла Симфония номер 5 Шостаковича, под знаком которого проходят гастроли оркестра по России и Италии: табличка с портретом композитора, расположенная под логотипом оркестра, и надпись большими буквами SHOSTAKOVICH была прикреплена к автобусу, на котором оркестранты передвигались по Москве.

Имя Дмитрия Смирнова и его произведения, не знакомые широкой публике в России, теперь, вероятно, будут ассоциироваться у отечественного слушателя с грандиозным, объемным и блестящим, как лакированные ботинки маэстро Мути, звуком, которым чикагцы наполнили зал с первыми тактами "Космической одиссеи". Это произведение идеально подошло для демонстрации всего спектра широчайших возможностей оркестра и дало представление сразу обо всех секциях, работавших как швейцарские часы - идеально.

Нокаут, в котором публика оказалась после стремительной композиции соотечественника, перешел в изумление со звуками музыки Нино Рота, балансирующей на грани эстрадного китча, для ушей, не привыкших в консерваторских стенах воспринимать такой жанр как музыка кино (если только речь не идет о специально оговоренном вечере, посвященном кинопроизведениям), где накоплено немало и российского материала.

Роскошный, непринужденный, но собранный и сфокусированный звук привел слушателей в состояние экстаза, от которого все приходили в себя в антракте. Удивленный возглас в коридоре "как такое возможно?" стал лейтмотивом вечера, который напомнил москвичам о звуке галактического качества, последний раз продемонстрированного в этом зале Берлинским филармоническим оркестром в 2008 году.

В исполнении Симфонии номер 5 главный фокус зрительского внимания был сосредоточен на духовых - медных и деревянных - которые под чуткий и прозрачный аккомпанемент струнных приоткрыли новые ансамблевые и индивидуальные высоты мастерства, которые для российских духовых секций пока остаются недостижимыми.

Исполнение "на бис", без которого публика, кажется, не покинула бы зал ни при каких обстоятельствах, было представлено русским оркестрантом - гобоистом Евгением Изотовым.

"Ноктюрн" для оркестра Джузеппе Мартуччи закольцевал репертуарный круг в обратном хронологическом порядке, а партер и амфитеатры по окончании синхронно вскочили со своих мест, но аплодисменты долгими не были - отрезвил стремительно-деловитый уход оркестрантов со сцены. Из Москвы оркестр отправится в Санкт-Петербург, где даст один концерт, затем в тур по итальянским городам, в каждом из которых прозвучит Симфония номер 5 Шостаковича.