Два концерта Мариинского оркестра завершили "Пасхальный фестиваль" в Москве
10 мая 2012 года
Два концерта Мариинского оркестра - на Поклонной горе и в Московской консерватории - завершили более чем трехнедельный марафон "Пасхального фестиваля".
Всего же за время фестиваля только в Москве было сыграно 13 концертов симфонической программы, а еще выезды в Киев, Кисловодск, Краснодар, Волгоград, не считая рядовых выступлений вне рамок фестиваля.
Отменив антракт в последнем концерте, мариинцы планировали завершить его до 10 вечера, чтобы зрители успели посмотреть салют, но финальный аккорд Седьмой "Ленинградской" Симфонии Шостаковича прозвучал в 22.13. До этого из зала ушли всего несколько человек, в основном женщины с детьми. Выдернуть себя из звука, который в этот вечер выдавал мариинский оркестр, тоже было испытанием.
Программа праздничного вечера включала в себя увертюру-фантазию Чайковского "Ромео и Джульетта" и Седьмую симфонию Шостаковича - центральный номер всего дня выступлений.
Премьера Седьмой симфонии состоялась в блокадном Ленинграде 9 августа 1942 года. Партитура была доставлена в город военным самолетом еще в мае. Когда на первой репетиции появилось 15 истощенных музыкантов (многие умерли во время блокады), военные прислали остальных музыкантов с фронта. Впоследствии до премьеры умерли еще трое оркестрантов. Чтобы премьеру не сорвали немцы, советские войска начали массированную артиллерийскую атаку, операция называлась "Шквал". Моральная атака тоже была проработана - тысячи громкоговорителей транслировали симфонию на весь город, ее слышали не только местные жители, но и немецкие войска, осаждавшие город.
Кажется, только эти детали, независимо от музыки, уже обеспечили "Ленинградской" статус подвига. Уже в наши дни мотив преодоления, связанный с этой музыкой, не раз эксплуатировался. Например, тем же Мариинским оркестром, когда фрагмент первой части симфонии был исполнен 21 августа 2008 года на ступенях разрушенного артобстрелами парламента Цхинвали.
Но как и любая великая музыка, Седьмая симфония глубока настолько, насколько способен ее сыграть оркестр, насколько в его силах прочесть и намекнуть не только тревогу, мужество и великую Победу, но и на страх, одиночество, сомнение. В этот вечер Мариинский оркестр дал всю палитру ощущений ужаса и радости, которую вряд ли можно ассоциировать только с немецкой агрессией Второй мировой, но с любой агрессией и насилием.
Мотив преодоления характерен для всего Пасхального фестиваля в его нынешнем виде. Постоянные переезды, не всегда оправданные с точки зрения логистики, беспрецедентно плотный график и сложные программы, несмотря на обстоятельства. Сложно сказать, насколько целесообразен такой подход. С одной стороны, слышать Мариинский оркестр для провинциальных городов - всегда значительное и долгожданное событие. С другой стороны, даже закаленный Мариинский оркестр от усталости иногда проигрывает сам себе в звуке. В кулуарах говорят, что следующий фестиваль будет не таким напряженным с точки зрения графика. В случае с мариинцами закон сохранения энергии сработает наверняка. Это значит, что их подача - вихревой пассионарный звук - будет четче и мощнее.