Москва отметила Первомай несколькими шествиями и митингами
1 мая 2012 года

Сразу несколькими шествиями и митингами отметили Первомай в Москве разные политические и околополитические силы. На Тверской улице профсоюзы и "Единая Россия" организовали настоящую ретро-демонстрацию; националисты устроили шествие, временами смахивавшее на маскарад. А левые, объединившие весь неформатный спектр, неожиданно для себя сгенерировали идеальный лозунг этого дня: "Первомай-Первомай, кого хочешь выбирай!".

"С ПРАЗДНИКОМ, ДОРОГИЕ ТОВАРИЩИ!"

Тверскую улицу во вторник отбросило в прошлое лет на тридцать. Только красных знамен видно не было. Зато все остальное было. Советские хиты "Не сталевары мы, не плотники", "Нам песня строить и жить помогает", "А я иду, шагаю по Москве" мешались в майском воздухе с советскими же лозунгами. Лозунги, гремевшие над Тверской, очевидно делали всех участников профсоюзной акции моложе, а кого-то и просто возвращали в детство: "С праздником, дорогие товарищи! С днем международной солидарности трудящихся!", "Первомайский привет работникам агропромышленного комплекса! Ура!", "Да здравствует Московская железная дорога!", "Московским связистам слава!".

Демонстранты несли детей на плечах, дружно махали при виде телевизионщиков, комментарии дикторов напоминали о шествиях времен СССР: "В многотысячной колонне демонстрантов представители всех профессиональных союзов города: учителя и врачи, ученые и строители, работники социальной сферы, энергетики, работники культуры, промышленности, торговли, транспорта, связи, ЖКХ. Более 6 миллионов 400 тысяч человек трудятся в современной Москве".

Хотя, конечно, современность то и дело прорывалась: над головами демонстрантов барражировал вертолет, вдоль колонн по тротуарам бежали журналисты, а у стен домов кое-где на корточках сидели трудовые мигранты.

Задорным пионерским сопрано громкоговоритель сообщил собравшимся, что "при любой погоде работники ЖКХ трудятся отлично". Компания молодых парней с пивом в руках ответила на это довольным гоготом.

Да и сама Тверская, конечно, сильно изменилась с тех пор, как звалась улицей Горького. Плакаты манифестантов - "Зарплату выше среднего врачам и учителям", "Достойная зарплата - путь к преодолению бедности" - плыли к Манежной площади, отражаясь в витринах бутиков: вот миновали подъезд Мариотта, салон красоты и spa Куракин, оставили позади бутик Канали...

ДЕМОНСТРАНТЫ И ТАНДЕМ

Немолодой мужчина, чуть более оживленный по причине Первомая, чем это принято по вторникам, рассказал, что работает в "Мослифте". "Сначала 31 год лифты строил, а теперь обслуживаю то, что наваял, - самокритично сообщил он. - Если честно, то показуха это все. Я пришел сюда за два отгула, теперь вот поеду картошку сажать в деревню". А затем нелогично, зато мощно, подхватил очередной призыв из громкоговорителя: "Урраа!".

В районе Манежной площади к колонне работников образования присоединились Дмитрий Медведев (в белом плаще) и Владимир Путин (в темном). Работникам образования трудно было удержаться от расспросов:

- Вы настольно классно выглядите - и студенты говорят, и педагоги. Как при вашей занятости, вам удается держать себя в такой форме?

- Больше надо работать.

- Вы верите в гороскопы?

- Нет.

Один из студентов, видимо, окончательно заразившийся разлитой в воздухе советскостью, попросил восстановить традицию распределения и трудоустройства студентов. Медведев ответил, что можно подумать о "привязке какой-то на основании договоров", но все равно будет "не так, как раньше".

Медведев и Путин скоро уехали (как выяснилось позже, они отправились на Арбат в пивной бар), а первомайская демонстрация поплыла дальше.

ЛЮДИ В БЕЛЫХ МАСКАХ

А от станции метро "Октябрьское поле" до "Щукинской" 1 мая прошлись националисты. Мероприятие было назначено на 12 часов, но началось на час позже - уж очень тщательно полицейские обыскивали участников.

Все магазины на улице маршала Бирюзова боязливо позапирали двери, отделавшись коротким объяснением: "по техническим причинам". Вдоль тротуаров выстроились цепочки полицейских и автозаков.

Публика, впрочем, несмотря на некоторую мрачность, воинственной не была. Манифестанты послушно стояли в очереди перед металлодетекторами и безропотно выбрасывали в приготовленный пакет все, что вызывало у полицейских подозрения.

Шествие националистов собрало довольно пеструю компанию. Здесь и расшитые косоворотки, и казачьи кители, и мундиры, стилизованные под эсэсовские. Свастики, кресты и коловраты. Большинство участников - молодежь. Многие экстремально молоды, то есть просто подростки. Довольно много и пенсионеров, большая часть из которых, впрочем, за оцепление не пошла, ограничившись ролью активно брюзжащих наблюдателей.

"Это ж надо, русские менты русских же обыскивают! Бесстыжие!" - сокрушалась немолодая женщина с толстой косой и в длинной юбке, теребя в руках черно-желто-белый флажок.

"Не "менты", а полицейские", - терпеливо поправил стоящий рядом страж порядка.

Другой полицейский с отстраненным видом снимал собравшихся на видеокамеру. Молодые люди, одетые в большинстве своем в черное, закрывали лица. Кто-то натянул капюшон на голову и надел темные очки, многие нацепили медицинские маски. "Улыбайтесь, вас снимают!" - пошутили они, но вскоре сочли за лучшее ретироваться.

Наконец, все собравшиеся националисты преодолели металлоискатели, построились в колонны, развернули свои черно-желтые флаги и лозунги - и под барабанный бой и речевки устремились вниз по улице. Никаких особенных происшествий на этой акции не было.

"АНАРХИСТЫ МЫ"

Еще одно интересное собрание было на Трубной площади. Красные первомайские знамена реяли именно здесь. Социалисты, коммунисты и прочие сочувствующие оказались столь же разношерстной компанией, как и их ультраправые оппоненты с Октябрьского поля. Здесь были красные флаги с "лимонками", знамена социал-демократов, незарегистрированной Пиратской партии, антифашистов и много кого еще.

Особо радикально настроенные товарищи были с ног до головы в черном и все в тех же медицинских масках.

- Молодой человек, а вы кого представляете? - осторожно полюбопытствовал пенсионер с красной ленточкой на лацкане.

- Анархисты мы.

- А... - уважительно протянул пенсионер и даже посторонился.

Колонну "лимоновцев" возглавлял сам Эдуард Лимонов. "Я Его видел, - восторженно рассказывал один паренек другому, - вокруг него та-акие мужики серьезные стоят, охраняют...".

"Наше имя - Эдуард Лимонов!", - скандировала одна колонна. "Буржуев - на нары, рабочих - на Канары!", - отвечала другая.

Самой жизнерадостной и креативной оказалась на Трубной колонна представителей секс-меньшинств. К ним примкнули и неформатные во все времена панки: с разноцветными ирокезами на головах и повсеместным пирсингом.

Правда, встать этой колонне пришлось на последнее место. От убежденных леваков и анархистов их отделяло метров 50.

"Заучи как дважды два, лишь борьба дает права!", "Будь реалистом - требуй невозможного!", "Качай музыку бесплатно!" - скандировала колонна, над которой покачивался большой "радужный" зонт.

"Первомай-Первомай, кого хочешь выбирай!" - с этим слоганом в этот день нельзя было не согласиться. Жизнь, видимо, копирует не только искусство, но и слоганы, если они удачно зарифмованы.