Под занавес сезона Большой театр показал оперную премьеру
24 июня 2012 года

Наталия Курова. Генеральная репетиция оперы "Чародейка" Петра Ильича Чайковского, которая практически неизвестна в Европе и не часто появляется в репертуаре российских театров, прошла в субботу на Основной сцене исторического здания Большого театра.

Премьерой "Чародейки", которая состоится 26 июня, Большой завершает нынешний сезон.

Такого оперного спектакля давно ждали от Большого его поклонники. И как будто предугадывая творческую удачу, публики собралось в этот вечер казалось больше, чем может вместить театр. Партер, ложи и ярусы до самого потолка были заполнены желающими увидеть и услышать русский оперный шедевр, из ряда тех спектаклей, что составляли славу Большого - мощный красивый, гармоничный.

"Сегодня у нас - знаменательное событие - премьера оперы Чайковского "Чародейка", - сказал перед началом генеральный директор Большого Анатолий Иксанов. - Ведь ставить русские оперы - в этом заключается главная миссия Большого театра. И замечательно, что в создании спектакля принимала участие высококлассная творческая команда во главе с дирижером Александром Лазаревым, режиссером Александром Тителем, художником Валерием Левенталем и, конечно, прекрасными певцами Большого - опытными и молодежью".

Вероятно, эти имена на афише и давали уверенность в том, что на этот раз состоится то, о чем так соскучились давние почитатели оперы. А те счастливчики, чья встреча с оперой состоится на этом спектакле, полюбят ее навсегда.

"Могучая кучка" в составе Лазарева, Левенталя и Тителя не впервые работает вместе. Известные не только в России, но и в мире - дирижер Лазарев многие годы был главным дирижером Большого театра, а сценограф Валерий Левенталь - главным художником. Александр Титель, который является художественным руководителем и главным режиссером в Музыкальном театре им. Станиславского и Немировича-Данченко, поставил в Большом два спектакля: "Игрок" с Рождественским и Боровским и "Ночь перед Рождеством" вместе с Лазаревым и Левенталем.

"Чародейка" была интересна Лазареву, и он увлек нас с художником, - сказал Александр Титель. - Действительно, у оперы не очень счастливая сценическая судьба, она редко ставится, и наша постановка - шаг на пути популяризации прекрасного творения Чайковского. Надеемся, что спектакль придется по сердцу и зрителям. Это традиционная классическая постановка. Я всегда готов и люблю экспериментировать, но здесь захотелось создать такой наивный "старый" театр, где действовали бы живые люди".

На сцене не лубочная, а истинная Русь - строгая, суровая красота русской природы, которую олицетворяет ее душа - великая Волга. Река совсем живая - то тихо плещется, то вздымается волнами, предвещая страшные события. Волга, освещенная утренним светом и знаменитыми вечерними закатами. Это чудное творение творческого тандема Левенталя и художника по свету Дамира Исмагилова, мастера своего дела, которого заполучить мечтает каждый театр.

Действие оперы происходит в Нижнем Новгороде и его окрестностях в последней четверти ХY века. В основу сюжета автор пьесы известный драматург 80-х годов ХIХ века Ипполит Шпажинский положил древнее нижегородское предание о трагической истории, в центре которой любовный четырехугольник. Хозяйка заезжего двора Настасья любит сына князя Курлятева, который сам влюбляется в нее. Княгиня, узнав, что Настасья разлучила ее с мужем и сыном, решает ее отравить, князь, приревновав сына к Настасье, убивает его, а сам сходит с ума.

Вот такие нешуточные шекспировские страсти кипят на сцене, где певцы не только своим вокалом, но и актерской игрой настолько проникновенно воплощают образы своих героев, что зрители замирают, сопереживая тому, что происходит на сцене, и в зале воцаряется та удивительная и самая дорогая для театра тишина.

Борис Асафьев говорил, что "Чародейка" "была первым по своей целеустремленности русским симфоническим и бытовым романом в русском музыкальном театре". "Именно романом - с природой,... с русской гульбой,... с жестокой ревностью и местью, с жуткой страстью сильных, суровых характеров. С преклонением перед красотой..."

Либретто оперы неоднократно подвергалось коренной переделке, и главные изменения связаны с переосмыслением характера героини оперы Настасьи. Чайковский писал, что "в глубине души этой гулящей бабы есть нравственная сила и красота.... Сила эта в любви..."

Певцы, с которыми довелось побеседовать перед спектаклем, уверены в том, что опера будет интересна сегодняшнему зрителю, потому что жизнь, быт, нравы меняются, а чувства остаются теми же - любовь, измена, ревность не покидают человека.

В числе исполнителей "Чародейки": Мария Горелова, Светлана Касьян, Владислав Сулимский, Елена Манистина, Эдуард Мартынюк, Татьяна Ерастова, Анна Нечаева, Валерий Алексеев, Алексей Шишляев и другие.

Знаменитый бас Большого театра Владимир Маторин (он поет в "Чародейке" партию старого дьяка Мамырова) сказал: "Постановка трудна, но приводит в восторг звучание оркестра под руководством Лазарева, красота декораций Левенталя с русским пейзажем, с Волгой. Это не просто красивая картинка с красивой музыкой. На подходе еще один русский оперный шедевр, и я рад участвовать в его создании".

Генеральная репетиция прошла, как настоящая премьера - в конце зрители долго аплодировали, кричали "браво", благодарили всех участников за праздник, который они подарили. Будущие зрители спектакля - и те, кто приходит слушать музыку, и те, кому особенно интересны голоса, и те, кто любит красивые декорации - все получат то, что ожидали даже больше.