Трололомэн Эдуард Хиль был "артистом от бога", воплощавшим "советский позитив"
4 июня 2012 года

Родные, друзья и коллеги певца Эдуарда Хиля, скончавшегося в ночь на понедельник на 78-м году жизни, вспоминают о нем как о легенде советской эстрады и светлом человеке с многогранным талантом.

Прощание с Хилем пройдет в четверг в Театре Эстрады имени Райкина в его родном Петербурге, после чего артист будет похоронен на Смоленском кладбище. Однако поклонники уже несут цветы к дому Хиля, который носит не официальное, но распространенное название "Толстовский".

Родным и близким за первые полдня после того, как разлетелась печальная весть, пришло множество телеграмм с соболезнованиями. Так, глава государства Владимир Путин в письме семье певца отметил, что с именем этого "щедро одаренного, удивительно светлого, позитивного человека" связана "целая эпоха в истории отечественного музыкального искусства". Премьер-министр России Дмитрий Медведев назвал артиста "по-настоящему народным", а министр культуры Владимир Мединский - "человеком, беззаветно преданным высокой миссии служения истинному искусству".

Свои слова соболезнования выразили и главы двух столиц - мэр Москвы Сергей Собянин отметил большой талант Хиля, "в течение десятилетий создававшего настоящие шедевры лирической и гражданской песни", а губернатор Санкт-Петербурга Георгий Полтавченко уверен, что память об артисте "всегда будет жить в сердцах ленинградцев-петербуржцев, всех россиян".

ПОЛВЕКА С ТРО-ЛО-ЛО

Эдуард Хиль родился 4 сентября 1934 года в Смоленске. Его детство пришлось на Вторую мировую войну, а в 1949 году он приехал в Ленинград и поступил сначала в Ленинградский полиграфический техникум, а затем в Ленинградскую консерваторию.

Пик популярности Хиля пришелся на 1960-1970-е годы.

В середине 90-х он какое-то время жил во Франции, но довольно быстро вернулся в Россию. В 2010-м году Хиль вдруг снова испытал всплеск популярности. Вокализ Аркадия Островского "Я очень рад, ведь я, наконец, возвращаюсь домой" - песня без единого слова, записанная 50 лет назад, - стал безумно популярен в интернете, англоязычная публика выделила из этого вокализа звук "тро-ло-ло" и окрестила артиста "мистером Трололо". Поклонники даже создали сайт, на котором велось голосование за мировой тур Хиля, но певец, узнавший о своей неожиданной популярности от внука, лишь ограничился выступлением в столичном клубе "16 Тонн".

Как считает певец Иосиф Кобзон, славы последних лет Хилю было недостаточно: "Он вернулся в Россию невостребованным, переживал, конечно, по этому поводу, и даже тот всплеск с "мистером Трололо", что произошел с его песней "Я очень рад, ведь я наконец возвращаюсь домой" Островского, которую вдруг воскресили и посмотрели на нее по-новому, не принес ему удовлетворения. Хиль был замкнут в переживаниях, и это все отразилось на его здоровье".

Тем не менее, вокализ действительно сделал Хиля знаменитостью мирового уровня, а его имя в день смерти вышло в мировые тренды Twitter, куда попадают слова, которые упоминались минимум в 10-20 тысячах сообщений в час. Кроме мировых трендов, смерть популярного артиста отразилась в списке российских трендов Twitter. Утром в понедельник фраза "Скончался Эдуард Хиль" занимала первую строчку этого списка. Среди тех, кто скорбит о кончине Хиля в блогах, Тина Канделаки, Алексей Венедиктов, Владимир Соловьев, Вася Обломов, Вадим Галыгин и многие другие.

ЧЕЛОВЕК СО ЗНАКОМ ПЛЮС

Коллеги Хиля вспоминают его как человека, позитив и радостный настрой которого передавался окружающим.

Как рассказал Лев Лещенко, которому посчастливилось выступать с Хилем на одной сцене, их знакомство состоялось, когда первый служил в армии, а второй был студентом пятого курса: "Уже тогда было понятно, что этот человек будет нашей отечественной звездой".

"Хиль привнес новое действо в нашу эстраду - он был раскован, умел общаться со зрителями, за что его собственно и любили. Он был человеком советского позитива, в хорошем смысле слова "советский". Безусловно, его привечали не только наши власти, но и публика его боготворила", - рассказал Лещенко.

Эдита Пьеха, также выступавшая с певцом на одной сцене, считает Хиля артистом от бога.

По ее словам, стопроцентно ленинградский артист не гонялся за тем, чтобы быть на виду и всегда был задорный, заводной и веселый, несмотря на нелегкую судьбу - его детство пришлось на тяжелые военные годы, когда он был разлучен с семьей: "Он вкусил сполна жизнь во всех ее проявлениях".

Певец Олег Погудин, который был учеником Хиля в конце 80-х, рассказал, что "в общении Эдуард Анатольевич был таким, каким и на сцене - громадного сердца и широкой души, благородный, добрый, отзывчивый".

"Он всегда готов был прийти на помощь, и, будучи величайшим мастером, оставался простым и открытым человеком. Во время учебы он давал нам счастливое творческое общение, где, помимо профессиональной школы, всегда находилось место улыбке, шутке и доброму слову. И в жизни, и в профессии общение с ним можно обозначить одним большим знаком плюс", - поделился артист.

Леонид Парфенов, который писал о Хиле как о символе эпохи 60-х в своем первом томе "Намедни", в день кончины певца выложил в своем ЖЖ отрывок из еще неопубликованного шестого тома летописи. Он также пишет о недавнем всплеске интереса к Хилю как к "мистеру Трололо".

Журналист объяснил, что Хилю было спокойнее остаться дома, нежели отправляться в мировое турне, предложенное поклонниками. "Тогда нужно было начать новую жизнь, а не каждому человеку это было легко. Он был, как и большинство людей, человеком одной судьбы, и начинать в 75 лет что-то по-другому, поехать в какое-то турне было для него тяжело", - считает Парфенов.

Хиль - первый исполнитель песен "Лесорубы" и "Лунный камень" Аркадия Островского, "Песни о друге", "Голубые города" и "А люди уходят в море" Андрея Петрова. Певец также исполнял популярные песни "С чего начинается Родина", "Как провожают пароходы", "Как хорошо быть генералом", "У леса на опушке", "Березовый сок", "Дважды два - четыре", "Как, скажи, тебя зовут?", "На безымянной высоте", "Сережка ольховая".