Международный кинофестиваль стартует в Венеции
29 августа 2012 года
Программа 69-го Венецианского кинофестиваля (Mostra internazionale del cinema di Venezia), который начинается на Лидо в среду, включает в себя три российских картины: "Измену" Кирилла Серебренникова в конкурсе, "Антон тут рядом" Любови Аркус в основной внеконкурсной программе и "Я тоже хочу" Алексея Балабанова в параллельной программе "Горизонты" (Orizzonti).
Фильмом открытия станет политическая драма "Фундаменталист поневоле" (The Reluctant Fundamentalist) Миры Наир (Mira Nair), чья "Свадьба в сезон дождей" (Monsoon Wedding) победила в Венеции в 2001-м.
ОРГВОПРОСЫ
Претендентов на главный приз - "Золотого льва" - в этом году будет всего 18. Альберто Барбера (Alberto Barbera), вернувшийся руководить Мострой после восьмилетнего перерыва, еще в самом начале года пообещал проредить конкурс, с тем чтобы каждая картина удостаивалась должного внимания. В прошлом году, для сравнения, в основной программе было 23 участника, причем название последнего из них - китайского "Люди горы люди море" - было объявлено лишь после начала фестиваля. Теперь традиция фильмов-сюрпризов, заведенная прежним программным директором Марко Мюллером (Marco Muller), по всей видимости, отомрет.
Зато новый руководитель, наконец, обеспечит Мостру индустриальной составляющей: в отеле "Эксельсиор" (Excelsior), где селится большинство участников фестиваля, откроют кинорынок - как объясняют организаторы, "в версии лайт", так как на размах каннского или торонтского масштаба на Лидо попросту не хватит места. Проблему нехватки помещений должен был решить затеянный еще в 2007 году новый кинодворец, однако уже после начала работ обнаружилось, что особенности почвы не позволяют реализовать проект в первоначальном виде за первоначально отведенные на эти цели деньги. Теперь концепция перерабатывается заново, а посетители Мостры первым делом натыкаются на прикрытый пленкой котлован. Его не слишком приглядный забор, однако, не мешает руководству фестиваля надеяться на внимание продюсеров и дистрибуторов, прежде предпочитавших вести переговоры и заключать сделки в Торонто: канадский киносмотр стартует в середине сентября, когда в Венеции еще идут последние показы.
Как повелось в этом году начиная с Берлинале, российские интересы в индустриальной секции будут защищать сразу две госструктуры: Фонд кино, который представляет всех трех участников официальной программы, а заодно - эклектичный набор из коммерческих проектов ("Духless" Романа Прыгунова, "Шпион" Алексея Андрианова) и артхаусных достижений (победивший на "Кинотавре" "Я буду рядом" Павла Руминова, неоднозначно принятые критикой "Конвой" Алексея Мизгирева и "Кококо" Авдотьи Смирновой), и "Роскино", противопоставляющее соперникам Бориса Хлебникова с Алексеем Попогребским и Сергея Лобана с Василием Сигаревым. Фонд будет рассказывать о кинорынке Red Square Screenings, который пройдет в ГУМе в октябре, а "Роскино" - о стартовавшем во время ММКФ передвижном рынке Doors.
Впрочем, основное внимание в любом случае будет приковано не к конкурентам, а к конкурсантам.
КОНКУРС
Первым претендентом на "Золотого льва", с которым столкнется международная пресса, станет как раз "Измена" Серебренникова - режиссера, хорошо известного в Италии благодаря победе "Изображая жертву" на Римском фестивале 2006 года. По словам продюсера Сабины Еремеевой, для Серебренникова "Измена" была "фильмом-катастрофой о возможных отношениях между мужчиной и женщиной. Фильмом о скрытых эмоциях, о потаенном мире, к которому мы стремимся и от которого бежим". Бездны разверзаются перед двумя случайными знакомыми (Франциска Петри и Деян Лилич), когда обнаруживается, что их супруги спят друг с другом. Актеров подбирали таким образом, чтобы в фильме не оказалось заезженных, набивших оскомину лиц, а уровень обобщения, на который они выходят, может напомнить о еще одном триумфаторе международных фестивалей - Андрее Звягинцеве с его "Изгнанием" и "Возвращением". Некоторые эксперты, однако, опасаются, что успех Звягинцева, победившего в Венеции в 2003 году с "Возвращением", Серебренникову не повторить - показанные в начале фильмы вымываются из памяти жюри ближе к концу.
Самый большой ажиотаж среди критиков пока вызывают две американских картины - "К восхищению" (To the Wonder) Терренса Малика (Terrence Malick), который прежде снимал годами, а теперь, после прошлогодней каннской победы "Древа жизни" (The Tree of Life), выпускает один фильм за другим, - и "Мастер" (The Master) автора "Магнолии" и "Нефти" Пола Томаса Андерсона (Paul Thomas Anderson), где речь идет о сайентологии.
Среди конкурсантов имеется и еще один титулованный американец - Брайан Де Пальма (Brian De Palma), чье квазидокументальное размышление о войне в Ираке под названием "Без цензуры" (Redacted) в 2007 году удостоилось "Серебряного льва" за режиссуру. В этом году Де Пальма демонстрирует на Лидо "Страсть" (Passion), историю преступного соперничества двух женщин, которых играют Нуми Рапас (Noomi Rapace) и Рейчел МакАдамс (Rachel McAdams).
Кстати, председателем жюри тоже будет американец - автор "Своего человека", "Али" и "Джонни Д." Майкл Манн. Среди его товарищей по судейской коллегии - модель Летиция Каста (Laetitia Casta), влиятельная художница Марина Абрамович (Marina Abramovic), аргентинский режиссер и продюсер Пабло Траперо (Pablo Trapero), медиа-артистка Урсула Майер (Ursula Meier), британская актриса Саманта Мортон (Samantha Morton), автор "Вальса с Баширом" Ари Фольман (Ari Folman), гонконгский кинематографист Питер Чан (Peter Chan) и взявший в Канне гран-при итальянец Маттео Гарроне (Matteo Garrone).
Среди конкурсантов окажется его недавний соперник - австриец Ульрих Зайдль (Ulrich Seidl) с фильмом "Рай: Вера" (Paradies: Glaube). В Канне восторг критиков вызвала первая часть его трилогии, "Рай: Любовь" (Paradies: Liebe); в Венеции будет показана вторая.
Продолжением каннского сюжета станет и "Пьета" (Pieta) Ким Ки Дука (Kim Ki Duk), чей предельно исповедальный "Ариранг" (Arirang) стал одной из сенсаций 2011 года.
ВНЕ КОНКУРСА
Фильмы, не претендующие вообще ни на какие призы, вызывают не меньше интереса, чем конкурсанты.
Например, вне конкурса покажут очередной опус не пропускающего ни одной Мостры 103-летнего португальца Мануэля де Оливейры (Manoel de Oliveira) "Гебо и тень" (O Gebo e a Sombra) и очередной последний фильм скончавшегося в прошлом году чилийца Рауля Руиса (Raoul Ruiz) "Линии Веллингтона" (Linhas de Wellington). Прощание с Руисом растянулось на три фестиваля: в Роттердаме показывали зарисовку "Водный балет" (Ballet aquatique), в Канне - "Ночь напротив" (La noche de enfrente), теперь же настал черед масштабного проекта с Джоном Малковичем, Катрин Денев и Мишелем Пикколи, который после кончины режиссера довела до финала его жена и бессменный монтажер Валерия Сармиенто (Valeria Sarmiento).
Еще один покойник возникнет в Bad 25 - Спайк Ли (Spike Lee), получающий в этом году один из венецианских почетных призов, снял документальную ленту про Майкла Джексона.
Наравне с Робертом Редфордом (Robert Redford), Сюзанной Бир (Susanne Bier) и прочими светилами внеконкурсной премьеры удостоилась и главный редактор журнала "Сеанс" Любовь Аркус: ее "Антон тут рядом" - жизнеописание страдающего аутизмом Антона Харитонова, или история "о встрече - не бедного мальчика и доброй тети, а двух равных людей. Фильм о том, что Антон - это я, Антон - это ты, вообще в каждом из нас есть Антон, мы и он - одно целое", как некоторое время назад объясняла сама Аркус в интервью .
"ГОРИЗОНТЫ"
Главным новшеством "Горизонтов", которые Мюллер пытался превратить в площадку для экспериментов и пограничных форм киноискусства, станут интернет-трансляции: фильмы программы будут доступны онлайн для всех, кто успеет купить на фестивальном сайте виртуальный билет по 4,2 евро.
Среди этих фильмов - последний проект Алексея Балабанова под названием "Я тоже хочу": история про музыканта, бандита, бандитского друга, старика и красавицу, которые отправляются на огромном джипе разыскивать мифическую Колокольню Счастья, стоящую рядом с заброшенной атомной станцией и время от времени забирающую людей - правда, не всех. Для Балабанова это будет первый шанс на международный приз: прежде его фильмы почти не участвовали в крупных фестивалях, за относительным исключением "Груза-200", показанного в той же Венеции вне конкурса.
Итоги фестиваля будут подведены 8 сентября. Пока что известен лишь обладатель почетного "Золотого льва" за кинокарьеру - 90-летний итальянец Франческо Рози (Francesco Rosi), автор фильмов "Дело Маттеи" (Il Caso Mattei, 1972) и "Христос остановился в Эболи" (Cristo si e fermato a Eboli, 1979). Ясно также, что чем бы дело ни кончилось, на закрытии покажут "Человека, который смеется" (Lhomme qui rit) француза Жана-Пьера Амери (Jean Pierre Ameris).