Петр Фоменко был самым живым из современных театральных мэтров
9 августа 2012 года

Друзья, коллеги и ученики Петра Фоменко, скончавшегося в Москве в четверг, вспоминают о нем как о мастере с большой буквы и как о человеке высокой культуры и взрывного темперамента.

Актеры, которым посчастливилось играть в спектаклях Петра Фоменко, вспоминают о работе с ним, как о замечательном периоде своей творческой жизни.

"У нас он поставил один из первых своих спектаклей - "Смерть Тарелкина" по Сухово-Кобылину, и это был необыкновенный спектакль. Он так работал, что невозможно это описать общими словами, подвести его метод под какую-то общую гребенку. Он очень своеобразно с нами работал и общался. И как-то исподволь, постепенно, возникал какой-то необыкновенный результат на этих репетициях. Мы, актеры, страшно им дорожили, безумно хотели с ним работать. Если вдруг по театру проходил слух, что Петя снова придет к нам работать, то все мы стремились, мечтали попасть в распределение ролей. Интересно, что актеры разных поколений, разных школ у него в спектаклях играли очень ансамблево, он обладал этим умением - создавать ансамбль - виртуозно", - сказала актриса театра им. Маяковского Светлана Немоляева.

Спустя почти 20 лет после премьеры "Смерти Тарелкина" Фоменко снова появился в театре им. Маяковского, приступив к репетициям спектакля "Плоды просвещения" по пьесе Толстого. Светлана Немоляева сыграла там Звездинцеву. По словам актрисы, спектакль был "многонаселенным", там было много действующих лиц. Обычно, как говорит Немоляева, такие спектакли подвержены страшному риску - могут подолгу не ставиться в репертуар, потому что "то один заболеет, то другой".

"Но я не помню, на протяжении всего времени, пока шли "Плоды просвещения", чтобы хоть один спектакль был сорван. Мы настолько его любили, это была наша творческая радость. Попасть к Фоменко в спектакль было счастьем для всех нас", - рассказала Немоляева.

Профессор ГИТИСа, режиссер Евгений Каменькович, почти 20 лет работавший на курсе Фоменко и не раз ставивший спектакли с его учениками, считает, что с его кончиной русский театр осиротел.

"Когда он был жив, мы понимали, что есть планка, на которую надо ориентироваться. Мы всегда, когда смотрели что-то или слушали в театре, думали "А вот Петр Наумович сделал бы это лучше, точнее, круче", - сказал Каменькович.

В 90-х годах несколько спектаклей Фоменко поставил в Театре им. Вахтангова. Ректор Театрального института им. Щукина актер Евгений Князев, игравший в "Пиковой даме" Германа, считает Фоменко своим учителем. По его словам, ушел из жизни Мастер, "который своей жизнью, своим трудом заставил огромное количество людей полюбить театр и приоткрыл то подлинное, что только может нести за собой театр".

Режиссер Роман Виктюк убежден, что имя Петра Фоменко "останется среди тех великих, кто определил XX век".

Председатель Союза театральных деятелей России, актер и режиссер Александр Калягин выразил надежду, что театр, созданный Петром Фоменко, продолжит свою жизнь на привитых Мастером принципах.

"Фоменко - последний из могикан, который знал и чувствовал, что театр - это высочайшее искусство. Я приношу свои глубокие соболезнования близким, родным и театру Фоменко. Главное - чтобы его театр сохранил эту эстетику, сохранил единство, чтобы все уроки Фоменко долго-долго жили в его учениках", - сказал Калягин.

Петр Фоменко, имя которого у многих театральных людей, ассоциировалось с подлинным значением понятия русского репертуарного театра и театра-дома, был, по воспоминаниям его друзей и коллег, не только уникальным режиссером, но и удивительным человеком - человеком, которому был чужд пафос, человеком ироничным и азартным до конца своих дней.

Светлана Немоляева запомнила Фоменко как озорного, хулиганистого, остроумного и непредсказуемого человека.

"У него было сложное восприятие мира, интересное и ироничное. Он обладал высоким качеством самоиронии, бесценным для человека театра. Он был в какой-то степени затворником, не очень любил появляться на людях, но всегда его появление приковывало к себе внимание окружающих. Все старались с ним пообщаться, что-то услышать от него или что-то ему сказать", - говорит Немоляева.

Иосиф Райхельгауз, работавший ассистентом на одном из спектаклей Петра Фоменко, вспоминает его как близкого человека. По словам Райхельгауза, он думал о Фоменко в самые тяжкие минуты, думал о том, как тот смог выдержать и выстоять.

"Мы не так часто встречались, но много говорили по телефону. Я всегда с восторгом его слушал и как-то сказал, что все, что из звучит из его уст - это музыка. А он, как всегда, пошутил - "хочешь, запишу всю партитуру. Он - самый живой из всех ныне живущих театральных мэтров", - сказал Райхельгауз.

Когда-то Петра Фоменко отчислили из Школы-студии - "за хулиганство", после чего будущий режиссер поступил в Педагогический институт, где попал в компанию Юрия Визбора, Юлия Кима, Юрия Коваля. Друзья того времени вспоминают о Фоменко как о человеке, везде находившем повод для творчества.

"Ушел из жизни близкий друг, родной человек, Мастер, - сказал композитор и автор-исполнитель Сергей Никитин. - Те, кому посчастливилось с ним работать, были в него влюблены. Фоменко обладал способностью создавать атмосферу творчества почти на любом материале, пробуждать талантливые проявления в актерах, художниках и музыкантах".

Марк Захаров считает, что творческий потенциал Фоменко был не исчерпан.

"Петр Наумович мог бы сделать еще больше. 80 лет - конечно, серьезный возраст, но для нас его уход неожиданен и трагичен. Он бьет по всем нам, его современникам. Я надеюсь и мечтаю о том, чтобы его театр сумел перенести эту страшную потерю и достойно продолжил дело своего учителя", - добавил Марк Захаров.