Большой фестиваль Российского национального оркестра открылся в Москве
9 сентября 2012 года

Исполнением "военных" симфоний Шостаковича и Воан-Уильямса в Концертном зале имени Чайковского открылся IV Большой фестиваль Российского национального оркестра.

Свой традиционный сентябрьский марафон РНО начал симфоническим вечером под управлением Владимира Юровского - дирижера, который сотрудничает с оркестром уже более десяти лет, специализируясь на музыкальных шедеврах и раритетах XX столетия. Первый фестивальный вечер, на который пришлось и первое фестивальное посвящение, продолжил эту традицию. Исполнение Седьмой ("Ленинградской") симфонии Дмитрия Шостаковича музыканты приурочили 70-летию со дня ее премьеры. Это произведение впервые прозвучало в Куйбышеве 5 марта 1942 года, а 9 августа того же года состоялась знаковая премьера симфонии в блокадном Ленинграде. В качестве пролога к этому монументальному музыкальному памятнику Великой Победе над фашизмом Владимир Юровский подобрал еще одно "военное" сочинение, которое смело можно причислить к музыкальным редкостям (во всяком случае, в Москве его не играли уже очень много лет) - Шестую симфонию современника Шостаковича, англичанина Ральфа Воана-Уильямса.

Длившаяся чуть более получаса, эта одночастная симфония с чертами традиционного четырехчастного цикла действительно воспринималась как увертюра к "Ленинградской": в ее музыкальном языке явно слышались отголоски стиля Шостаковича, а сама она напоминала собранные в одно целое фрагменты киномузыки. Известно, впрочем, что автор использовал в своей симфонии несколько тем, написанных ранее для фильма на военную тематику. Их иллюстративность передалась и симфонии. Владимир Юровский еще более усилил это ощущение, использовав всю палитру оркестровых возможностей, призванных изобразить драматические события военных дней. Вписался в концепцию саундтрека и тихий финал-эпилог, от которого у первых слушателей симфонии, если верить воспоминаниям современников, кровь стыла в жилах - столь однозначно тогда эта словно растворяющаяся в тишине музыка ассоциировалась с катастрофой, вызванной недавними атомными бомбардировками Хиросимы и Нагасаки. В интерпретации же Юровского сдержанный эпилог воспринимался скорее как музыкальное оформление титров - приглашение к рефлексии, призыв осмыслить происходившее ранее самостоятельно.

Если в симфонии Воана-Уильямса главной задачей было представить это сочинение нашей публике, то в Седьмой симфонии Шостаковича цель была прямо противоположной - найти в хрестоматийной, повсеместно играемой партитуре некие новые смыслы, которые сделали бы это исполнение выходящим за рамки обычного концерта (к чему обязывало и посвящение, и начало фестиваля). И с этой задачей Владимир Юровский справился блистательно, выстроив немыслимо красивую и строгую, идеально продуманную и столь же идеально воплощенную концепцию извечного противостояния Добра и Зла. Это исполнение нельзя было привязать к конкретной программе. Напрямую не связанное с событиями 70-летней давности, оно оказалось пронзительно современным, величественным в своем эпическом размахе и в то же время очень личностным, философски глубоким и одновременно эмоциональным. Пожалуй, не было ни одного человека, который не почувствовал бы, что это исполнение каким-то образом затронуло как лично его, так и всех присутствовавших, заставило пережить внутреннюю трансформацию, независимо от настроя и готовности ее пережить.

Впервые свой фестиваль Российский национальный оркестр открывал не со своим худруком Михаилом Плетневым, а с другим дирижером. И этот шаг оказался оправданным: Владимир Юровский нашел идеальное решение для начала фестиваля, а РНО еще раз доказал, что является лучшим столичным симфоническим коллективом, способным воплотить в жизнь замыслы самой высокой степени сложности.