ФРС поддержит рост экономики США, но панацеи не обещает
14 сентября 2012 года

Комитет по открытым рынкам Федеральной резервной системы США по итогам двухдневного заседания все же решился предпринять дополнительные шаги для стимулирования экономического роста; фондовые рынки приветствовали долгожданный третий этап программы количественного смягчения (Quantitative easing, QEIII) заметным повышением ключевых индексов, не обращая внимания на призывы аналитиков не радоваться раньше времени и помнить о долговых проблемах крупнейшей мировой экономики.

На предыдущие два этапа программы ФРС затратила, в общей сложности, 2,3 триллиона долларов. Эти расходы помогли регулятору понизить ставки по ипотечным кредитам до исторически минимальных отметок и стабилизировать рынок жилой недвижимости. Однако их оказалось недостаточно для коренного улучшения ситуации, что подтолкнуло Федрезерв начать прошлой осенью "Операцию Твист", в рамках которой до конца текущего года будет потрачено еще 667 миллиардов долларов.

Власти надеялись, что продавая краткосрочные облигации со сроком погашения до трех лет и приобретая на вырученные средства US Treasuries со сроком погашения 6-30 лет, смогут финансировать национальную экономику, не прибегая к "печатному станку". Отсутствие дополнительной эмиссии валюты позволяет свести к минимуму риски обесценивания доллара и ускорения инфляции - в этом состоит основное отличие "Операции Твист" от программы количественного смягчения. Уже в первые месяцы после начала "Операции" аналитики предупреждали, что регулятору следует опасаться уменьшения расходов потребителей и проблем с выплатами ипотечных кредитов. По прошествии почти года стало ясно, что "малой кровью" обойтись все же не удастся.

СТАРАЯ ПЕСНЯ НА НОВЫЙ ЛАД

Еще в январе Федрезерв прогнозировал рост национального ВВП на 2,2-2,7%, в то время как согласно опубликованным в четверг данным предполагается увеличение показателя лишь на 1,7-2%. При этом инфляция к концу 2012 года ожидается в пределах 1,7-1,8%, а безработица на уровне 8-8,2%. На ускорение темпов экономического роста и увеличение количества занятого населения и направлены меры допстимулирования, в рамках которых будут приобретаться ипотечные облигации на сумму 40 миллиардов долларов ежемесячно вдобавок к расходам по "Операции Твист".

Однако на этот раз американский регулятор внес принципиальное отличие от предыдущих раундов QE, не объявив сроков окончания новых мер поддержки.

"Мы не закладывали какие-либо определенные цифры, по достижении которых масштаб помощи рынкам будет сокращаться. Нам необходимо убедиться, что показатели безработицы встали на путь стабильного уменьшения - только в этом случае возможен пересмотр монетарного курса", - сказал глава ФРС Бен Бернанке, выступая на пресс-конференции по итогам заседания комитета.

Кроме того, было принято решение сохранить базовую процентную ставку на рекордно низком уровне в 0-0,25% как минимум до середины 2015 года. Комплекс объявленных в четверг мер должен помочь снизить уровень безработицы до 6,7-7,3% к концу 2014 года, а в долгосрочной перспективе - до 5,2-6,0%.

ДОЖДАЛИСЬ

Запуск QEIII был, в целом, ожидаем рынками. Федрезерв провел "подготовительную работу", сигнализируя на протяжении прошедшего лета в той или иной форме о готовности предпринять новые шаги, направленные на более динамичное восстановление экономики и устойчивое улучшение условий на рынке труда. Аналитики задаются вопросом, почему именно сейчас. Ведь, согласно последним данным, безработица в США в августе сократилась до 8,1% с 8,3% в июле, чего эксперты не предполагали.

Ответ дал Бернанке: по его словам, помимо объективных факторов, например, старения трудоспособного населения, есть еще одна крупная проблема - многие американцы попросту отчаиваются найти работу и уходят с биржи труда. Фактически, это препятствует учету незанятого населения и формально приводит к сокращению показателей по безработице.

ФРС вынуждают действовать и внешние факторы: Европе пока не удается преодолеть долговой кризис, а Китай продолжает бороться с замедлением темпов роста. Однако если у азиатской страны есть обширные финансовые резервы, США таковыми не располагают. По статистике, опубликованной министерством финансов, дефицит бюджета страны по состоянию на конец августа превысил отметку в один триллион долларов, а объем госдолга превышает 16 триллионов долларов. При этом "потолок" госдолга - 16,394 триллиона долларов.

ПРЕДВЫБОРНЫЙ КОНТЕКСТ

Сложной ситуацией на рынке труда и колоссальным размером госдолга проблемы американских властей не ограничиваются. Крупнейшие мировые рейтинговые агентства - Fitch Ratings и Moody's Investors Service - грозят лишить США наивысшего кредитного рейтинга "ААА", если рост госрасходов не удастся ограничить в будущем году.

Между тем, по прогнозам Международного валютного фонда, планируемое уменьшение госзатрат на 4% ВВП в 2013 году приведет к росту экономики менее чем на 1% и даже падению ВВП в первые кварталы будущего года. Властям необходимо поднять "потолок" по госдолгу, поскольку сокращение дефицита бюджета ограничивается скромными темпами восстановления экономики. По плану президента Барака Обамы, дефицит в 2012-2013 финансовом году предполагается сократить до 5,5% ВВП с 8,5%.

Однако неизвестно, сможет ли Обама записать такой успех на свой счет - в ноябре предстоят очередные президентские выборы, а способы пополнения бюджета и налоговый вопрос являются камнем преткновения для демократов и республиканцев, кандидатом от которых стал экс-губернатор Массачусетса Митт Ромни.

Действующая администрация предлагает сохранить льготы лишь для представителей среднего класса, чей индивидуальный доход составляет 200 тысяч долларов в год (или 250 тысяч в случае, если налогом облагается общий доход семьи), увеличив налоговую нагрузку на крупный бизнес и обеспеченных американцев. Оппоненты Обамы считают, что повышать налоги для миллионеров несправедливо, так как большие корпорации и состоятельные граждане являются самыми крупными налогоплательщиками и платят в бюджет страны суммы большие, чем все остальные американцы.

В ходе пресс-конференции Бен Бернанке подчеркнул, что запуск QEIII никак не связан с намерением оказать поддержку Обаме перед выборами, а Федрезерв всегда стремится дистанцироваться от политических вопросов, занимаясь исключительно экономическими проблемами.

ЗА И ПРОТИВ

Единственным противником начала QEIII, как и прежде, стал глава Федерального резервного банка Ричмонда Джеффри Лэкер. Кроме того, по его мнению, не следовало увеличивать сроки, в течение которых процентная ставка будет находиться на минимальном уровне. Лэкер считает, что ситуация в экономике США улучшится гораздо раньше 2015 года, и шестой раз подряд проголосовал "против".

Тем не менее, к Лэкеру остальные руководители ФРС не прислушались: по итогам заседания новые меры поддержки экономики США одобрили 11 из 12 членов комитета.

Неоднозначной оказалась реакция аналитиков и представителей политического истеблишмента. Так, главный глобальный стратег BTIG Дэн Гринхаус (Dan Greenhouse) заявил агентству Ассошиэйтед Пресс, что "новая программа поддержки должна привести к экономическому росту и сокращению безработицы, но мы не уверены в ее эффективности".

Заместитель инвестиционного директора Morgan Stanley Smith Barney Чарльз Рейнхард (Charles Reinhard), напротив, считает, что QEIII будет способствовать росту стоимости рисковых активов и улучшению ситуации в секторе недвижимости благодаря уменьшению ставок по ипотечным кредитам.

В свою очередь, сенатор-республиканец от штата Теннеси Боб Коркер (Bob Corker) и вовсе осудил объявленные регулятором меры. "Приобретение ипотечных бумаг без указания конечных сроков программы нанесет серьезный ущерб имиджу ФРС как органа власти. Этот шаг политизирует систему, существенно увеличит риски, но мало что сможет изменить к лучшему в плане долгосрочного роста нашей экономики", - считает он.