"Лаборатория современной оперы" покажет первый спектакль на Новой сцене Большого театра
10 сентября 2012 года
"Лаборатория современной оперы" представляет свою первую работу, оперу "Франциск" современного российского композитора Сергея Невского, в среду на Новой сцене Большого театра, сообщил в понедельник на пресс-конференции режиссер Василий Бархатов, худрук "Лаборатории".
"Лаборатория" действует в рамках творческого объединения "Опергруппа", которое также курирует Бархатов. Ранее он рассказал , что основная ее цель - "дать возможность молодым режиссерам ставить оперы современных российских композиторов".
"Для дебютных работ я выбрал тех, кто хорошо известен в Европе и кому заказывают музыку оперные дома и фестивали, - сказал Бархатов. - К таким музыкантам с репутацией относится, без сомнения, и автор оперы "Франциск" Сергей Невский. Таким образом, я хотел оградить себя от лишних проблем и объяснений на тему, почему произведение именно этого композитора я предпочел. А режиссеров выбирал совсем молодых, многие из которых вообще никогда не ставили спектаклей на оперной сцене. В том числе и постановщик "Франциска" - студент РАТИ (Российская академия театрального искусства) Владимир Бочаров, судить о котором могу только по его студенческим работам".
Сергей Невский - выпускник Высшей школы музыки в Дрездене и Университета искусств в Берлине. Сочинения ему заказывали Берлинская государственная опера, фестиваль "Руртриенале", Министерство культуры Норвегии, Берлинская академия искусств, берлинский "Концертхаус". Российские слушатели знают его по премьерам, состоявшимся на фестивале "Территория" и по концертам Московского ансамбля современной музыки.
Композитор рассказал, что идею написать оперу о жизни святого Франциска Ассизского, которая стала первой работой "Лаборатории", ему подсказал дирижер Теодор Курентзис, а в жизнь эта идея начала воплощаться в 2007 году, когда он обратился к немецкому драматургу Клаудиусу Люнштедту с просьбой написать либретто.
"Франциск - универсальная фигура, он вдохновлял очень многих музыкантов - от Листа до Мессиана и Владимира Мартынова, - рассказал Невский . - Характер человека, который, с одной стороны служит вере, а с другой абсолютный индивидуалист, это очень интересное сочетание. Потому что история Франциска доказывает, что вера, христианская этика не является пакетом услуг, который предоставляет какая-то институция. Они достигаются в борьбе с самим собой. Это борение, эта неуверенность в себе, момент сомнения, который проходит через всю оперу, является ключевым для драматического раскрытия этого образа".
По признанию композитора, опера была написана им как статичная конструкция, основу которой составляют монологи Франциска. Однако текст оказался столь насыщенным и плотным, что его пришлось разделить между исполнителем главной партии и чтецом. В московской постановке режиссер Владимир Бочаров решил "размножить" Францисков. В итоге здесь будет две вокальные партии: самого Франциска исполнит английский контратенор Дэниэл Китинг-Робертс, а роль его матери досталась сопрано Наталье Пшеничниковой. Текст, предназначенный для одного чтеца, поделят 17 студентов школы-студии МХАТ. Текст будет читаться на русском. Петь вокалисты будут на немецком, итальянском и латыни, однако зрители смогут понять смысл исполняемого с помощью русских титров.
Со своей стороны Бочаров рассказал , что эта постановка для него - первый опыт основательной работы с партитурой такого рода.
"Эта работа для меня колоссальный опыт, потому что в институте в рамках учебного процесса мы, в основном, сталкиваемся с классикой. Поначалу это было непросто - здесь другие законы", - пояснил он.
Режиссер добавил, что для него было очень важно сотрудничество с МХАТовскими студентами.
" Многие смыслы и драматургические тонкости мы выстраивали вместе с ними в процессе работы", - сказал он.
Также в спектакле заняты оркестр и хор Questa Musica и дирижер Филипп Чижевский. За художественное оформление спектакля отвечал Виктор Шилькрот.
Пилотный сезон "Лаборатории современной оперы" продлится до декабря. В ее рамках 12 октября в Государственном театре наций зрителей ждут "Сны минотавра" Ольги Раевой, на октябрь-ноябрь запланирован показ оперы Бориса Филановского "Три четыре", премьера которой пройдет в Башне "Федерация" в "Москва-Сити". А в завершение публика увидит постановку оперы "Слепые" Леры Ауэрбах в Московском академическом музыкальном театре имени Станиславского и Немировича-Данченко.
"Опергруппа" - некоммерческая структура под руководством Василия Бархатова, которая была задумана им год назад как организация, занимающаяся проектами, связанными с современной оперой. К объединению оказались привлеченными недавние выпускники или студенты РАТИ, а также действующие драматические постановщики, решившие попробовать себя в опере. Идею "Опергруппы" поддержал экс-министр культуры Александр Авдеев, и проект получил государственное финансирование. По словам Бархатова, "Лаборатория современной музыки" - флагманский, но далеко не единственный проект "Опергруппы", в планах которой множество других интересных акций.