Парижская биеннале антикваров повернулась в сторону современного искусства
14 сентября 2012 года

Биеннале антикваров (Biennale des antiquares), мероприятие, на протяжении более чем полувека бывшее консервативным, но неожиданно развернувшееся в сторону современного искусства, в 26-й раз открылась в Париже в пятницу после двухдневных подготовительных торжеств - гала-вечера на 1400 персон, превью и приема для потенциальных клиентов.

ПЕРЕСМОТР ЦЕННОСТЕЙ

Больших антикварных ярмарок в мире существует три. Это маастрихтская TEFAF, которая специализируется на искусстве Старых мастеров, брюссельская BRAFA - ее сильная сторона - так называемый tribal art, и парижская антикварная биеннале, которая всегда славилась интерьерным убранством и предметами мебели, от старинных с имперским провенансом до канонических образцов дизайна ХХ века.

Конечно, на ярмарке в последние годы продавалось изобразительное и декоративно-прикладное искусство разных стилей и эпох, но за более чем полувековую ее историю никогда прежде столь широко не были представлены работы ХХ века, тем более живущих и поныне художников.

Так, например, американская галерея Marlborough в этом году отказалась от практики показывать на своем стенде подборку лучших работ разных художников (на прошлой биеннале особенно запоминающимся среди них был триптих Фрэнсиса Бэкона) и сделала мини-ретроспективу художника испанского происхождения Маноло Вальдеса. Выставку художника, специализирующегося на парафразе классических шедевров - в частности, Рембрандта, Рубенса, Веласкеса, Лукаса Кранаха Старшего, можно было видеть в крупнейших музеях мира, в том числе, в Русском музее. Видимо, из-за этого обстоятельства организаторы биеннале и пошли навстречу галеристам, поскольку для них необычайно важна значимость художника для истории искусства. Что касается цены на произведения Вальдеса, то стоимость его скульптур и картин согласно статистике аукционных продаж исчисляется сотнями тысяч евро.

Пример с этим художником наглядно показывает новый вектор развития ярмарки - искусство Старых мастеров теперь уживается с современностью, даже на стендах тех галерей, которые раньше не продавали ничего младше XVIII века. Этот поистине революционный шаг и для самих антикваров, и для организаторов биеннале был сделан не в последнюю очередь для того, чтобы расширить круг клиентов за счет большей вариативности предлагаемого искусства и, соответственно, остаться коммерчески успешными в нестабильной экономической ситуации.

Например, De Jounckheere наряду с крупным полотном Питера Брейгеля Младшего "Жатва" (картина с аналогичным сюжетом его отца Брейгеля Старшего хранится в Музее Метрополитен) и удивительно тонкой работой "Сан Пьетро ди Кастелло" Франческо Гварди, чья выставка открылась одновременно с биеннале в парижском музее Жакмар-Андре, выставляет несколько работ Рене Магритта, в том числе небольшого формата картину "Улучшение" и "Пространственную концепцию" Лючио Фонтаны. Аналогичная, только чуть большего размера, есть и у галереи L&M Arts. Сколько стоят эти "фирменные" для художника изрезанные холсты, галеристы не раскрывают и это, похоже, вообще стало общим местом для всех участников биеннале - цены либо тщательно скрывают, либо говорят "от миллиона евро", поэтому ориентироваться можно только по итогам аукционных продаж. Например, у той же L&M Arts есть портрет актрисы Элизабет Тейлор "Лиз №1" Энди Уорхола. Аналогичный, "Лиз №5", в прошлом году ушел с молотка почти за 27 миллионов долларов. Поговаривают, что галеристы планируют выручить за "Лиз №1" на десять миллионов больше.

По традиции, на ярмарке значителен сектор мебельных и декоративных интерьерных объектов.

Что касается современного, то есть ХХ века, дизайна, то удивительно выверенную экспозицию сделала галерея Vallois, крупнейшая в мире из тех, что специализируются на мебели ар-деко. На ее стенде красуются и пузатый комод из кожи ската, и черепаховый столик с ножками в виде утиных голов, и роскошный фиолетовый бархатный мебельный гарнитур, особенно эффектно выглядящий на фоне ковра брусничного цвета.

Напротив расположилась галерея Downtown, которая специально для биеннале воссоздала минималистичный интерьер Шарлотт Периньян 1959 года для дома семьи Боро. Его дополнили графикой Ле Корбюзье, с которым работала дизайнер.

Что касается самого традиционного для биеннале направления - исторической мебели, то один из самых пышных стендов подготовила галерея Steinitz. Чего стоят одни резные двери, выполненные для французского замка Ротшильдов в стиле шинуазери мастера Эдуарда Левра. Таких в мире всего ничего - два в Музее Орсэ, один в США, а четвертый может стать собственностью того счастливчика, который согласится выложить за него сумму, значительно превышающую миллион евро.

На прошлой биеннале многим запомнилось оформление галереи Kraemer, которая стилизовала свое пространство под Овальный кабинет Белого дома, наполнив его разнообразными предметам, в том числе выполненным по заказу Екатерины II cекретером. На этот раз они, как и Marlborough, показывают творения только одного мастера, зато какого - придворного краснодеревщика Людовика XV Жана Анри Ризенера.

В общей сложности в нынешней биеннале принимает участие порядка 120 галеристов против 80 в прошлом году - столь значительно увеличить число экспонентов стало возможно из-за открытия "Зала Славы", который 70 лет был на реставрации.

Несмотря на заметные нововведения, в структуре ярмарки по-прежнему остаются неизменными две вещи - французских галерей в ней участвует больше, чем всех остальных вместе взятых. При этом все они являются членами Национального синдиката антикваров, глава которого избирается на два года и является и организатором биеннале. На этот раз все проходит под руководством Кристиана Дейдье, специалиста по древнему китайскому искусству, который вполне демократично работал на своем стенде наравне с другими антикварами.

ШИК, БЛЕСК, КРАСОТА

Биеннале антикваров в Париже - это не только площадка для заключения сделок, но и атмосфера, в которой это происходит.

Оформлением биеннале занимался дизайнер Карл Лагерфельд, прекрасно знающий пространство Гран Пале, выстроенного для Всемирной выставки 1900 года - там неоднократно проходили шоу дома Chanel. В своей сценографии он вернулся к тому времени, когда дворец возник на берегу Сены и обыграл знаменитую "ось Парижа", которая берет начало у Лувра и заканчивается Триумфальной аркой - ее многократно увеличенное изображение помещено с одной стороны дворца, а Египетского обелиска - с другой. Сами стенды "запакованы" в торговые пассажи с фонарями и большими окнами-витринами, через которые можно видеть выставленные галереями и ювелирными домами произведения искусства и драгоценности, которые привлекали особое внимание русских клиентов.

Для большего сходства с Парижем начала ХХ века под стеклянный купол Гран Пале воспарил воздушный шар, отсылающий к первому Парижскому Авиа Шоу, которое прошло в Гран Пале в 1909 году.

За несколько дней до открытия биеннале здесь состоялся благотворительный гала-прием на 1400 персон, который посетили актрисы Софи Марсо и Сальма Хайек с супругом Франсуа Пино, музыкант Шарль Азнавур, представители европейских королевских династий и супруга экс-президента Франции Бернадетт Ширак. Все вырученные средства пойдут в пользу учрежденного ей фонда "Больницы Франции и Парижа".

На этом гастрономический аттракцион не заканчивается, и до закрытия биеннале 23 сентября в Гран Пале каждый вечер будут проходить ужины от отмеченных мишленовскими звездами шеф-поваров Франции.