Победителей драматургического конкурса объявят на фестивале "Текстура"
29 сентября 2012 года

Последние читки, спектакли и кинопоказы в рамках конкурсной программы третьего фестиваля "Текстура" прошли в пятницу в "Театре-театре" и на "Сцене-молот".

Всего в этом году в конкурсную афишу "Текстуры" вошли шесть спектаклей из Москвы, Петербурга, Прокопьевска и Абакана, десять художественных и документальных фильмов европейских и российских режиссеров, а также семь пьес и шесть сценариев, в основном, молодых авторов. В субботу жюри, состоящее из членов Совета "Текстуры", куда входят критики, режиссеры, писатели, художники, поэты, актеры, музыканты, должно определиться с распределением мест и наград и вечером на церемонии закрытия объявить победителей.

Драматургическая программа "Текстуры" завершилась в пятницу сразу двумя читками: с утра молодой режиссер из Петербурга Алексей Забегин представил пьесу Любови Стрижак "Кеды" - о двадцатилетних ребятах из той социальной касты, которую принято определять размытым понятием "хипстеры". Об инфантильных людях, способных на поступки, но не умеющих определиться со своим отношением к чему-либо, принимающих решения неосознанно и спонтанно.

Вторым текстом, прозвучавшим в этот день, стала пьеса автора, скрывающегося под псевдонимом Жора Крыжовников, "Мой парень - робот". Текст, начинающийся как бытовая мелодрама о несчастливой женской доле, оборачивается фантастикой, абсурдом: не найдя спутника жизни в реальности, героиня покупает себе робота. Читку делала кинорежиссер Валерия Гай Германика, ее показ сопровождался видео и световыми спецэффектами - в энергичном и ироничном актерском чтении (на сцене был минимум декораций, вроде стульев, стола, пустых бутылок и двуспальной кровати) холодно сконструированный текст пьесы зазвучал достаточно живо. Правда, Гай Германика сделала лишь первую половину большого, "полнометражного" текста.

За фестивальную неделю пермские зрители смогли услышать семь современных текстов. Драматургический конкурс "Текстуры" - это определенный срез, демонстрирующий некоторые характеристики эпохи, того, что волнует молодых пишущих людей. Многие пьесы откровенно политизированы - авторы стараются зафиксировать атмосферу в стране, понять, что происходит с людьми, живущими с теми новостями, которые мы читаем в СМИ и в интернете. Одной из наиболее запоминающихся читок стала презентации текста Валерия Шергина, ученика известного драматурга Николая Коляды, "Концлагеристы" - фактически, это политическая сатира, антиутопия в жанре роуд-муви. Историю о том, как Сталкер из свободной страны небескорыстно помогает нескольким людям из тоталитарного государства перейти границу, прочитали студенты Школы-студии МХАТ, второкурсники, приезжавшие на "Текстуру" играть спектакль "Общий вагон", премьера которого скоро под другим названием выйдет в театре "Практика".

Другим спорным текстом фестиваля стала пьеса Андрея Стадникова "Солнце" - в ней тоже есть узнаваемые приметы времени: политические театрализованные акции, разгон митингов, плакаты. Главный герой, закончивший жизнь политическим самосожжением, - сложный аморфный человек, для которого такая смерть становится не осознанным поступком, а жестом отчаяния, легкомысленной роковой игрой.

После читок устраивали обсуждения - зрители делились своими впечатлениями, спорили, задавали вопросы. Одним из наиболее спорных текстов стала пьеса известного белорусского драматурга Павла Пряжко "Три дня в аду" (режиссер читки - Руслан Маликов). Пряжко, давно работающий в зоне театрального эксперимента, пишет "нетеатральные" тексты - скорее, это или поток сознания, или многословное повествование, где большое внимание уделено мелким деталям, складывающимся в мозаику нашей шаблонной жизни. Пряжко рассказал о трех днях обычной, полной хозяйственных забот, жизни нескольких людей - милиционера, женщины, охранника в супермаркете. Повседневность, сливающаяся в бесконечные перечисления предметов, бесконечные расчеты в уме - как бы сэкономить - при таком дотошном авторском внимании кажется и правда адом, которого обычно не замечаешь.

Самим жестоким и беспощадным текстом "Текстуры" стала пьеса Марины Крапивиной "Болото", фиксирующая роковой изъян человеческой коммуникации, основанной, в первую очередь, на постоянном насилии. Общение между героями строится на том, чтобы унизить, подчинить, на неконтролируемом удовольствии от демонстрации власти. В этот замкнутый круг попадают все - и мужчины, и женщины, и даже священник, ставший частью жестокой системы.

"В этом тексте есть ужас перед реальностью. То, что происходит, можно просто не замечать, и этот подход к жизни понятен, он возникает от усталости. Но здесь этот ужас сконцентрирован. В пьесе нет никаких выводов, нет попытки объяснить, откуда эта агрессия берется. Это композиционно сложная пьеса, в ней нет прямолинейности. Мне было важно, чтобы этот текст был прочитан и услышан", - сказал режиссер читки пьесы "Болото" Семен Александровский.

В драматургическом конкурсе "Текстуры" - три награды: гран-при, первая и вторая премии. О том, какие новые пьесы будут признаны на фестивале лучшими, станет известно уже в субботу вечером.