Пьеса Павла Пряжко "Три дня в аду" открыла драматургический конкурс в Перми
23 сентября 2012 года

Драматургический конкурс фестиваля "Текстура" в Перми открылся читкой пьесы Павла Пряжко "Три дня в аду" в постановке московского режиссера Руслана Маликова. Всего в конкурсной программе представлено семь пьес, которые будут прочитаны в течение недели.

Пряжко - один из лидеров современной белорусской драматургии, чьи пьесы всегда становятся событиями на любом фестивале. Молодые российские режиссеры тоже неравнодушны к творчеству Пряжко - спектакли по его пьесам идут в разных городах, а текст "Третья смена" про школьный лагерь в свое время разошелся по многим ТЮЗам.

В последние годы пьесы Пряжко - настоящий эксперимент, связанный с установлением новых отношений с реальностью, новой коммуникации с читателем и зрителем. Помимо этого, пьесы драматурга интересны и филологам, так как Пряжко, крайней внимательный к речевым характеристикам современников, именно по лексикону, по строению фраз восстанавливает образ времени, состояния общества.

"Три дня в аду" - последний текст Пряжко, который недавно читали на "Любимовке", а в этом сезоне работу над спектаклем по этой пьесе в Театре наций начнет молодой режиссер Дмитрий Волкострелов, который поставил уже не одно произведение драматурга.

Руслан Маликов, мастер жанра читки, сделал минималистичный показ, отдав главную роль Алисе Хазановой - стоя на небольшом постаменте, перед микрофоном и пюпитром с текстом, она произносит слова Пряжко монотонно, соблюдая ритм, обволакивая зал словами, летописью окружающей повествователя жизни.

"Меня текст пробил, там заложена очень выверенная внутренняя структура, вопрос - как ее оттуда доставать. Там много интересных вещей, например, исчислимость мира, его названность. Получается так, что все можно назвать, оценить, а хаос только увеличивается", - говорит режиссер читки.

Драматургия Пряжко отказывается от традиционного понимания героя и сюжета - из его текстов возникает, скорее, коллективный герой, нерефлексирующий, двигающийся по заданному шаблону. Перечисляя простые действия - поездку в автобусе, незначительные разговоры, разгон произвольного рынка, Пряжко рисует картину будничного ада с его бессмысленностью, серостью, привычными мыслями о ценах, продуктах, покупках. Среда, которую создали люди, становится могущественнее, чем сами люди, начинает управлять их действиями и мыслями.

"У многих возникает вопрос - является ли этот текст драматургией? Для меня это очевидно, хотя этот стиль, в котором работает Пряжко, можно назвать по-разному, например, описательная драматургия. Имеющийся здесь документальный материал Пряжко доводит до гиперконцентрации, и текст становится высокохудожественным объектом. Конечно, к этой пьесе нельзя подойти с позиций натуралистического или, например, документального театра, это материал для авторитарного, формального театра", - считает куратор драматургического конкурса "Текстуры" Анастасия Лобанова.

Монотонное перечисление цен на продукты, одежду, технику становятся своеобразным плачем-причитанием. Пока Хазанова бесстрастно произносит текст, еще двое актеров, находящихся по бокам сцены, расклеивают по стенам ценники, загромождают сценическое пространство.

Как и в начале, в конце читки на экране, расположенном за актерами, возникает вид с камеры, установленной на одной из улиц Перми перед торговым центром. Бездушная камера наблюдает за проходящими людьми, за выходящими покупателями, за паркующимися машинами. Контрапунктом к этой вполне безнадежной картинке звучит знаменитая советская песня "Молодость моя, Белоруссия" с ее задушевным, кажущимся здесь таким неуместным, лиризмом.

Зрителей "Текстуры" ждет еще несколько читок, в частности, пьеса Валерия Шергина "Концлагеристы" в постановке московского режиссера Юрия Квятковского, и пьеса Жоры Крыжовникова "Мой парень - робот" в версии известного кинорежиссера Валерии Гай Германики.