Встреча с чешским режиссером Петром Зеленкой прошла на пермском фестивале "Текстура"
27 сентября 2012 года
Встреча с чешским режиссером, драматургом и сценаристом Петром Зеленкой, посвященная сценарным стратегиям (сторителлингу) в игровом кино, состоялась в рамках фестиваля "Текстура" в Перми.
В среду на "Текстуре" началась ретроспектива фильмов Зеленки - показали его картину "Карамазовы", снятую в 2008 году. В четверг гости фестиваля смогли увидеть другую ленту режиссера - "Год дьявола". Зеленка, широко использующий приемы документального кино, предпочитает работать с непрофессиональными актерами, носителями своих историй.
"Мои истории всегда причудливые, странные, они не похожи на голливудские сюжеты. Я - живой пример того, что и такими странными историями можно зарабатывать себя на жизнь", - иронично заметил Зеленка в начале встречи со зрителями.
По словам режиссера, его фильмы всегда начинались с документальных историй и потом обрастали вымышленными сюжетами. Благодаря непрофессиональным актерам, эти фильмы невозможно повторить, считает он.
"Существует огромное количество способов работы с непрофессионалами, но главное, что я понял из своего опыта - их нужно утомить, чтобы они устали перед камерой. Обычно непрофессионалы очень хотят играть, и им кажется, что играть это значит изображать что-то перед камерой. Приходится объяснять, что им просто надо быть собой. Иногда нужно снять семнадцать дублей, чтобы они, наконец, устали, и начали вести себя естественно", - рассказал Зеленка.
Режиссер также пояснил, что работая с непрофессионалами, нужно быть готовым к тому, что далеко не все способны сыграть какую-то эмоцию, а тем более переход из одного состояния в другое. В фильме "Год дьявола" все музыканты, участвовавшие в съемках, на протяжении всего фильма только лишь удивлялись происходящим с ними событиям.
Зеленка совмещает голливудский и европейский подход к сюжетостроению, отдавая предпочтение европейскому.
"Американский подход к истории основан на главном герое - зритель голливудского фильма следит за героем, а не за сюжетом. Европейское сюжетостроение основано именно на истории - зритель следит за перипетиями, получая удовольствие от того, как рассказана история. Зритель после американского фильма мечтает познакомиться с актером-исполнителем главной роли, а после европейского - с автором", - считает Зеленка.
При этом, конечно, и в Америке, есть люди, придерживающиеся, скорее, европейского подхода к кино.
"Например, Тарантино снимает европейское по духу кино. Когда ты смотришь "Криминальное чтиво", тебе хочется познакомиться с режиссером, а не с Траволтой", - говорит Зеленка.
По его мнению, опасность голливудского подхода к кино в его категоричности - Голливуд ставит другие способы рассказывания истории вне закона.
Зеленка считает, что кино как сферу искусства ждет невеселое будущее.
"Это довольно старый вид искусства. Когда ты хочешь рассказать какую-то историю, ты вспоминаешь о том, что эта история была рассказана до тебя много раз. Существует несколько теорий о том, что ждет кино в будущем. По одной из них, лет через пятьдесят режиссеры будут снимать только детские фильмы, только простые, универсальные истории, чтобы их было легче прокатывать по всему миру. Тенденция сведения искусства кино к виду семейного развлечения налицо", - заявил Зеленка.
В ближайшие дни на "Текстуре" продолжится ретроспектива творчества режиссера - в пятницу здесь покажут фильм "Пуговичники", специально восстановленный для фестиваля спектакль "Термен" по пьесе Зеленки, а в последний день фестиваля Ингеборга Дапкунайте представит читку пьесы "Очищение".
Сторителлинг - современная технология по рассказыванию историй в современном искусстве - активно применяют на Западе, в Росссии пока об этом малоизвестно. На "Текстуре" - фестивале кино и театра о современности - придумали целую серию встреч, посвященных сторителлингу в разных областях искусства. Началось все с мастер-класса композитора и философа Владимира Мартынова, рассказавшего о своем опыте сотрудничества с режиссерами, о своем понимании истории в современной музыке. Потом были встречи, посвященные сторителлингу в современном искусстве, в фотографии и в документальном кино. Завершится спецпрограмма в пятницу мастер-классом по сторителлингу в театре, в рамках которого о своем понимании сюжетостроения расскажет драматург Максим Курочкин.