Террористический акт на Дубровке ("Норд-Ост") в октябре 2002 года
23 октября 2012 года
Во вторник исполняется десять лет со дня захвата Театрального центра на Дубровке отрядом чеченских боевиков во главе с Мовсаром Бараевым. В заложниках оказались 916 человек, среди которых было около 100 детей школьного возраста. Трагедия "Норд-Оста" стала одним из крупнейших терактов в истории России.
Ниже приводится справочная информация.
Трагедия в московском Театральном центре на Дубровке произошла 23-26 октября 2002 года. Группа боевиков захватила в заложники зрителей мюзикла "Норд-Ост" и служащих театра. Спустя почти трое суток произошел штурм здания, в результате которого террористы были уничтожены, а оставшиеся в живых заложники освобождены. В результате теракта погибли 130 заложников.
Здание Театрального цента на Дубровке было построено в Москве на улице Мельникова в 1974 году и сначала именовалось Дворцом культуры Государственного подшипникового завода (ДК ГПЗ). Это был обычный концертный зал, здесь проходили эстрадные концерты, театральные представления. В 2001 году для нужд создателей мюзикла "Норд-Ост" по роману Вениамина Каверина "Два капитана" здание было переоборудовано и переименовано.
23 октября 2002 года в 21.15 в здание театрального центра ворвались вооруженные люди в камуфляже. В это время здесь шел "Норд-Ост". Террористы объявили всех людей - зрителей и работников театра - заложниками и начали минировать здание. Как выяснили впоследствии следственные органы, были захвачены 916 человек, из них около 100 детей школьного возраста. Захватчики дали присутствующим возможность позвонить по мобильным телефонам своим близким, после чего связь со всеми звонившими прервалась.
В 22 часа стало известно, что здание театра захватил отряд чеченских боевиков во главе с Мовсаром Бараевым. Среди террористов были женщины, все они были обвешаны взрывчаткой.
К зданию театрального центра стали стягиваться усиленные наряды милиции, сотрудники ОМОН и СОБР, а также руководство столичного ГУВД. Два бронетранспортера встали напротив главного входа в центр на Дубровке. Ночью в здание беспрепятственно вошла молодая женщина (позднее выяснилось, что это была Ольга Романова). Боевики решили, что это агент ФСБ и расстреляли ее.
Поздно ночью террористы отпустили около 15 детей, нескольким актерам мюзикла удалось убежать. Один из отпущенных заложников сообщил, что террористы требуют прекратить контртеррористическую операцию федеральных войск в Чечне.
24 октября была предпринята первая попытка установить контакт с террористами: в 00.42 в здание центра прошел депутат Госдумы от Чечни Асламбек Аслаханов. Он сообщил, что обсудил возможность переговоров и предложил себя в качестве переговорщика с представителями ряда силовых структур. Примерно в это же время нескольким заложникам удалось выйти на связь с телеканалами и попросить не штурмовать здание, потому что террористы обвешаны взрывчаткой и готовы в любой момент взорвать все вокруг, а кроме того угрожают убивать по десять заложников за каждого убитого боевика.
По данным правоохранительных органов, к утру 24 октября террористы освободили 41 заложника.
В 08.20 стало известно, что Аслаханов провел телефонный разговор с Бараевым, но этот разговор не привел ни к каким результатам.
После попыток спецслужб установить связь с боевиками, в центр прошли депутат Госдумы Иосиф Кобзон, британский журналист Марк Франкетти и два врача Красного креста. Вскоре они вывели из здания женщину и троих детей. В 19 часов катарский телеканал "Аль-Джазира" показал обращение Бараева, записанное за несколько дней до захвата ТЦ: террористы объявляли себя смертниками и требовали вывода российских войск из Чечни.
С 19 часов до полуночи продолжались безуспешные попытки уговорить боевиков принять питание и воду для заложников.
25 октября в 1 час ночи террористы пропустили в здание руководителя отделения неотложной хирургии и травмы Центра медицины катастроф Леонида Рошаля. Он принес заложникам медикаменты и оказал им первую медицинскую помощь. Утром у оцепления рядом с театральным центром возник стихийный митинг. Родственники и близкие заложников требовали выполнить все требования террористов.
В 15 часов президент Владимир Путин провел в Кремле совещание с главами МВД и ФСБ. По итогам встречи директор ФСБ Николай Патрушев заявил, что власти готовы сохранить террористам жизнь, если они освободят всех заложников. С 20 до 21 часа попытку установить контакт с боевиками предприняли глава Торгово-промышленной палаты Евгений Примаков, экс-президент Ингушетии Руслан Аушев, Аслаханов и певица Алла Пугачева.
В течение дня террористы освободили несколько человек, в том числе восемь детей.
26 октября в 5.30 часов у здания театрального центра раздались три взрыва и несколько автоматных очередей. Около 6 часов спецназ начал штурм, во время которого был применен нервно-паралитический газ. В 6.30 официальный представитель ФСБ сообщил, что центр находится под контролем спецслужб, а Бараев и большая часть террористов уничтожены. В это же время к зданию подъехали десятки машин МЧС и скорой помощи, а также автобусы. Спасатели и врачи вывели заложников из здания, их развезли по больницам. В 7.25 помощник президента Сергей Ястржембский официально заявил, что операция по освобождению заложников завершена
Около 8 часов замглавы МВД Владимир Васильев сообщил первые результаты операции: уничтожены 36 террористов, в том числе женщины-смертницы, освобождены более 750 заложников, погибли 67 человек.
В этот же день в ФСБ сообщили, что число обезвреженных террористов только в здании театрального центра составило 50 человек - 18 женщин и 32 мужчины. Трое террористов были задержаны. Впоследствии прокурор Москвы Михаил Авдюков заявил, что всего были убиты 40 террористов.
28 октября было объявлено в России днем траура по жертвам террористической акции.
31 октября замглавы института криминалистики ФСБ полковник Владимир Еремин сообщил, что из театрального центра взрывотехники изъяли в общей сложности 30 взрывных устройств, 16 гранат Ф-1 и 89 самодельных ручных гранат. Общий тротиловый эквивалент взрывчатки составлял около 110-120 килограммов.
7 ноября прокуратура Москвы опубликовала список граждан, погибших как при освобождении из театрального центра, так и впоследствии в больницах. Этот список включал 128 человек: 120 россиян и восемь иностранцев. Пятеро заложников были застрелены террористами. Позже число погибших заложников возросло до 130 человек.
Среди погибших - двое артистов из детской труппы театра, восемь музыкантов оркестра, всего более 20 человек, работавших в "Норд-Ост".
30 декабря Путин подписал указ о награждении Орденом мужества Иосифа Кобзона и Леонида Рошаля - за мужество и самоотверженность, проявленные при спасении людей в условиях, сопряженных с риском для жизни.
23 октября 2003 года перед зданием Театрального центра на Дубровке был открыт мемориал "В память о жертвах терроризма".
В апреле 2011 года был заложен камень в основание храма в память жертв теракта в центре на Дубровке. Белокаменный храмовый комплекс высотой 32 метра будет включать здание шатрового храма на 570 человек, увенчанное девятью золотыми куполами, и дом причта для размещения воскресной школы и других нужд. Строительство храма должно быть окончено в 2012 году.
В связи с захватом заложников 23 октября 2002 года было возбуждено уголовное дело по части 3 статьи 30, части 3 статьи 205 и части 3 статьи 206 Уголовного кодекса (покушение на терроризм и захват заложников). Обвинения в организации теракта заочно были предъявлены, в частности, Шамилю Басаеву, Зелимхану Яндарбиеву и Ахмеду Закаеву.
В июне 2003 года прокуратура Москвы прекратила в соответствии с УПК дела в отношении захватчиков в связи с их смертью.
В апреле 2004 года Мосгорсуд приговорил к наказанию от 15 до 22 лет лишения свободы братьев Алихана и Ахъяда Межиевых, а также Аслана Мурдалова и Ханпашу Собралиева. Их признали виновными в подрыве автомобиля у "Макдональдса" на юго-западе Москвы, а также в пособничестве терроризму и захвате заложников в "Норд-Осте". В пособничестве при захвате заложников был признан виновным также Асланбек Хасханов. В июле 2006 года Мосгорсуд приговорил его к 22 годам лишения свободы.
В июне 2007 года неоднократно продлевавшееся следствие по уголовному делу по факту захвата заложников, было приостановлено в связи с неустановлением местонахождения Закаева и других лиц, которые подлежали привлечению к уголовной ответственности и розыск которых был поручен управлению уголовного розыска ГУВД Москвы. В феврале 2011 года адвокат Игорь Трунов, представляющий интересы ряда потерпевших по делу о теракте в центре на Дубровке сообщил, что прокуратура отменила постановление о прекращении уголовного преследования и дала указание возобновить расследование.